Признание гражданина безвестно отсутствующим

Признание гражданина безвестно отсутствующим

Признание безвестно отсутствующего умершим — процесс, которых входит в полномочия судебного органа и запускается при подаче искового заявления со стороны заинтересованных лиц.

Условия объявления и последствия для гражданина оговариваются ГК РФ в статьях 45 и 46.

Ниже рассмотрим правовые нормы, позволяющие признать безвестно отсутствующего субъекта умершим, выделим особенности подачи искового заявления и обязательства суда в случае возвращения человека.

Обстоятельства

В ГК РФ (статье 45) сказано, что объявление субъекта умершим возможно в следующих обстоятельствах:

  1. Человек не появляется по месту проживания или о нем нет информацию в период больше 5 лет.
  2. Гражданин пропал при обстоятельствах, которые позволяют предполагать смерть от несчастного случая. С момента наступления этого события должно пройти более полугода.
  3. Военный или иной человек, связанный с военными действиям, пропал без вести и не объявляется в срок больше 24 месяцев.

Во всех перечисленных случаях суд вправе объявить безвестно отсутствующего умершим. Днем гибели человека признается момент, когда начало действовать решение судебного органа. Во втором случае моментом смерти может быть признана дата, когда произошли форс-мажорные обстоятельства, предполагающие гибель субъекта.

Бесплатная консультация юриста по без вести пропавшим>>

Как оформить исковое заявление

При обращении в суд заинтересованное лицо (к примеру, родственник) должен прописать цель открытия дела и признания безвестно отсутствующего человека пропавшим. Распространенные причины подачи иска:

  • снятие с учета в квартире
  • наследование имущества
  • развод и т. д.

В заявлении описываются особенности жизни пропавшего гражданина в этот период и возможные причины его пропажи. Ситуация расписывается с предельной детализацией, со ссылками на прикрепленные документы и указание мер по поиску человека. Длительное отсутствие по месту проживания должно подтверждаться справками о проведении розыскных мероприятий, свидетельскими показаниями и другими данными.

При подаче иска нужно следовать правилам, предусмотренным для таких документов. В шапке указываются такие сведения:

  • наименование судебного органа
  • ФИО заявителя и его адрес
  • ФИО заинтересованного субъекта и место его проживания.

В основной части прописывается:

  1. ФИО умершего, где он проживал последнее время.
  2. Дата, когда перестала поступать информация о местоположении человека.
  3. Обстоятельства, почему субъекта можно отнести к категории умерших.
  4. Описание попыток розыска и факт отсутствие результата. В этом пункте нужно указать, какие именно мероприятия предпринимались для решения задачи. Прописываются места, где проводились розыскные мероприятия, и участники процесса.
  5. Указание цели, почему человека нужно признать безвестно умершим.
  6. Просьба к суду и список прилагаемых бумаг.

К заявлению прикладывается:

  • копия иска
  • квитанция о перечислении госпошлины
  • просьба о вызове лиц для дачи свидетельских показаний.
  • бумаги, подтверждающие заинтересованность в признании человека умершим.
  • справка с места проживания безвестно отсутствующего.
  • документы, свидетельствующие о проведении розыскных мероприятий.
  • остальные доказательства, подтверждающие возможность признания человека усопшим.

Предоставление указанных бумаг повышает шансы на положительное решение судебного органа.

Правила подачи иска в суд

Заявление о признании умершим вправе подавать любое лицо, имеющее интерес в решении этого вопроса. Иск подается в суд, расположенный по месту проживания заинтересованного субъекта (ГПК России, ст. 276).

Истец передает доказательную базу, подтверждающую отсутствие человека по месту прописки больше 5 лет или свидетельствующую о наличии реальной угрозы для жизни.

Если суду не хватает документов, он самостоятельно делает запрос в полицию.

Размер госпошлины равен 300 рублям. Заинтересованным субъектом выступает человек, на которого прямо или косвенно влияет принятое решение (наследополучатели). Если таковые отсутствуют, можно прописать государственную структуру, к примеру, ПФ РФ пли ЗАГС.

Правовые последствия признания гражданина безвестно умершим

Признание субъекта умершим имеет такие же последствия, как и причисление человека к безвестно пропавшим. После решения суда выполняются такие шаги:

  1. Передача материальных ценностей человека в управление представителям опеки и попечительства. Весь процесс проходит на базе договора, который заключается с упомянутым органом.
  2. Выплата долгов признанного умершим субъекта за счет продажи его собственности.
  3. Выдача денежного содержания из имущества лицам, являющимися иждивенцами лица, признанного умершим.

При передаче собственности опекунским органам последние вправе назначить управляющего до окончания установленного законом термина.

Что будет в случае возврата безвестно отсутствующего лица, признанного умершим

В ГК РФ (статье 46) сказано, что при появлении субъекта, признанного судом умершим, решение судебного органа аннулируется. Для этого человеку необходимо подать заявление и потребовать отмены ранее вынесенного постановления. После необходимых проверок происходит удаление записи о гибели человека.

Вне зависимости от даты появления субъект может требовать возврата сохраненной собственности, которая перешла другому лицу после признания умершим. Исключение касается наличных и ценных бумаг, выписанных на предъявителя.

Если собственность перешла в пользование по возмездному принципу, возврат происходит при наличии доказательной базы. Иными словами, субъект должен доказать, что он жив.

Если нет возможности вернуть имущество, его стоимость выплачивается в наличной форме.

При возврате собственности от нечистого на руку хозяина владелец может требовать компенсации прибыли, которая могла, но не была получена от имущества за время его отсутствия. Аналогичное требование касается и добросовестных пользователей.

В обоих случаях временные владельцы собственности вправе требовать компенсации расходов на содержание или иные мероприятия по отношению к имуществу. К примеру, вернувшийся субъект должен компенсировать средства за сделанные улучшения. Но сумма не должна превышать стоимости имущества.

Что касается брачного союза, в случае возврата человека его можно восстановить. Для этого супруги совместно обращаются в ЗАГС и подают заявление. Восстановление невозможно, если вторая сторона уже успела вступить выйти замуж или жениться.

Итоги

По законодательству признание человека умершим при длительном отсутствии ложится на плечи суда. Порядок рассмотрения дела в отношении гибели или пропажи без вести идентичен.

По факту получения решения представители ЗАГСа делают соответствующую запись. Одновременно с этим открывается наследство, а брак аннулируется.

При появлении лица, считающегося безвестно умершим, судебный орган отменяет постановление с последующим возвратом имущества и удалением записи о смерти.

Юристы и адвокаты по признанию безвестно пропавшего умершим

Юридическая консультация проводится бесплатно. Напишите Ваш вопрос в форме ниже и наш дежурный юрист свяжется с Вами.

(18

Источник: https://fedzakon.ru/pravo/grazhdanskoe-pravo/priznanie-umershim-bezvestno-otsutstvuyuschego

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим: основания, порядок, последствия

  • Безвестное отсутствие — удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.
  • Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
  • При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.
  • Признание гражданина безвестно отсутствующим произ­водится только в судебном порядке в соответствии с процессуальным законодательством.
  • Признание в установленном порядке гражданина безвестно отсутствующим порождает определенные правовые последствия:
  • · на основании договора о доверительном управлении имущество безвестно отсутствующего передается в постоянное управление лицу, которое определяется органом опеки и попечительства (передача имущества производится по решению суда);
  • · из имущества безвестно отсутствующего выделяется содержание лицам, которых он обязан был содер­жать, а также за счет этого имущества погашается за­долженность по другим обязательствам безвестно от­сутствующего;

· у нетрудоспособных членов семьи безвестно отсут­ствующего возникает право на пенсию по случаю по­тери кормильца;

· супруг безвестно отсутствующего получает право в одностороннем порядке расторгнуть брак в органах ЗАГСа.

В случае явки или обнаружения места пребывания граж­данина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменя­ет решение о признании его безвестно отсутствующим. Пос­ле этого все правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим прекращаются.

  1. Законодательство РФ предусматривает случаи, ког­да гражданина можно признать умершим (послед­нее производится только в судебном порядке):
  2. · если по месту его жительства в течение пяти лет нет сведений о месте его пребывания (в данном случае закон не обязывает предварительное признание граж­данина безвестно отсутствующим);
  3. · если гражданин пропал без вести при обстоятель­ствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчаст­ного случая, в течение последних шести месяцев;
  4. · если военнослужащий или иной гражданин, находясь в местности, где происходят военные действия, про­пали без вести, они признаются умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных дей­ствий.

^ Днем смерти гражданина, объявленного умершим, счи­тается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих ос­нование предполагать его гибель от определенного несчаст­ного случая, суд может признать днем смерти день предпо­лагаемой гибели.

  • Признание гражданина умершим приравнивается к фактической его смерти и, соответственно, порожда­ет определенные правовые последствия:
  • · прекращение всех личных обязательств умершего;
  • · открытие наследства умершего;
  • · прекращение брака.
  • В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, решение суда об объявлении его умершим отменяется.

Гражданин, объявленный умершим, в случае явки вправе требовать возврата своего имущества при условии, что оно сохранилось в натуре и перешло к дру­гому лицу безвозмездно.

Лицо, к которому имущество граж­данина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязано возвратить ему это имущество, если дока­зано, что, приобретая имущество, указанное лицо знало, что гражданин, объявленный умершим, жив.

При невозможнос­ти возврата такого имущества в натуре возмещается его сто­имость.

Опека и попечительство. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином.

Институт опеки и попечительства имеет целью восполнить не достающую дееспособность отдельных категорий граждан, для обеспечения из защиты и интересов, а также для воспитания, если речь идет об опеке и попечительстве над несовершеннолетними. Опека, попечительство и патронаж осуществляются на безвозмездной основе.

Опекуны или опека.

Она устанавливается над малолетними, а так же над гражданами, признанными судом не дееспособными в силу психического заболевания. Опекуны являются представителями подопечных, в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (в случае, если отсутствуют родители, усыновители, родители лишены родительских прав, а также в иных случаях, когда дети остаются без родительского попечения), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п.1 ст.32).

Читайте также:  Возражение на исковое заявление о взыскании задолженности. образец и бланк 2020 года

Сущность опеки состоит в том, что вместо названных лиц все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо – опекун.

Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях: совершают от их имени и в их интересах сделки; выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с другими лицами, в т.ч. в судах. При этом опекун обязан учитывать мнение подопечного.

Если это невозможно, то отталкиваться стоит от информации, полученной от родителей, бывших опекунов и т.д. Опекун действует от имени подопечного (подопечных) без специального полномочия, на основании удостоверения либо решения выданного органом. На опекуна ложится ответственность за сделки и вред, причиненный подопечным (п. 1 ст. 1076 ГК РФ).

Попечительство отличается от опеки содержанием обязанностей, которые закон возлагает на опекунов и попечителей.

Попечительство устанавливается над гражданами, которые частично дееспособны – несовершеннолетние в возрасте 14-18 лет и граждане, ограниченные судом в дееспособности, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также пристрастия к азартным играм (п.1 ст.33).

При этом обязательным условием является то, что вышеперечисленное поведение должно ставить семью гражданина в тяжелое материальное положение.

Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель, помогает частично дееспособному либо ограниченно дееспособному лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами, а также давая свое согласие или запрещая совершение этими лицами сделок и иных юридических действий.

Попечитель не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения и охраняет от злоупотребления со стороны 3 лиц. Проявляется это, в частности, в даче согласия на совершение сделок и в получении и расходе заработка и иных доходов гражданина в его интересах (ст. 37 ГК РФ). За ограниченно дееспособным сохраняется право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок. Ответственность, в случае с ограниченно дееспособными гражданами, ложится на них самих, но при дополнительной ответственности попечителя.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними от 14 до 18 лет, а так же над лицами, ограниченными судом в дееспособности. По достижении ребёнком 14 лет опекун автоматически становится попечителем.

Опекун не заключает сделок от имени не совершеннолетнего, его функция — контроль, в форме дачи согласия на совершение тех сделок, которое данное лицо не вправе совершать самостоятельно (пример: продажа квартиры). Такое согласие должно быть письменным и однозначным.

Попечитель не является законным представителем подопечного. Законным представителем являются родители, опекуны, усыновители.

Таким образом, основное различие между опекой и попечительством состоит в объёме гражданско-правовых обязанностей, которые закон возлагает на них исходя из объёма дееспособности их подопечных.

Органами опеки и попечительстваявляются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином.

При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (попечителя).

Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.

Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут быть назначены опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки или попечительства судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.

Патронаж (ст.

41) – специальная форма обеспечения интересов совершеннолетних и полностью дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои прав и исполнять свои обязанности (больные, не способные передвигаться и обслуживать себя, лица с тяжелыми увечьями, престарелые и т.д.).Цель назначения — регулярное оказание помощи в осуществлении прав, их защите и выполнении обязанностей лицу, нуждающемуся в этом в силу болезни, старости и т.д.

В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается органом опеки и попечительства помощник.

Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж.

Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.

Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.

Дата добавления: 2018-06-27; просмотров: 1253;

Источник: https://studopedia.net/6_108350_priznanie-grazhdanina-bezvestno-otsutstvuyushchim-i-ob-yavlenie-ego-umershim-osnovaniya-poryadok-posledstviya.html

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Обновлено: 29 августа, 2018

Судьба человека бывает непредсказуемой и порой события развиваются странным, непонятным образом. Например, люди могут исчезать, причем бесследно, после чего родственники много лет ищут, пытаясь разобраться в произошедшем. Как происходит признание гражданина безвестно отсутствующим? Существуют ли специальные нормы для этого?

Законодательная база

Для подобных случаев предусмотрена статья 42 ГК РФ, «Признание гражданина безвестно отсутствующим». Согласно ей, если человек пропадает и год нет никаких вестей в месте его проживания, то судебная практика допускает признать гражданина пропавшим.

Родственники сначала подают заявление, требуя установить местонахождение исчезнувшего гражданина, после чего, если расследование завершилось ничем, последней точкой станет вердикт суда.

Притом, год – минимальный срок, началом которого будет день (или приблизительное время, если дату пропажи невозможно определить), когда родными были получены последние сведения, касающиеся пропавшего. Если же дату выявить затруднительно, тогда 1 января следующего после исчезновения года.

Заинтересованные лица – кто это

Прежде всего, суд сам решит, является ли заявитель, обратившийся ранее с просьбой признать указанного им гражданина безвестно пропавшим, заинтересованным лицом.  Здесь судебным специалистам помогут материалы, предоставленные истцом.

«Заинтересованным» от слова «интерес» считается гражданин, кого с пропавшим связывали какие-то родственные или же деловые отношения.

Была необходимость быстрее урегулировать их и теперь, когда вторая сторона пропала, наступили правовые последствия. Например, это деловой партнер пропавшего, его сотрудник или должник/кредитор, арендатор.

Согласно 188 статье ГК РФ, если безвестно отсутствующий ранее выдавал истцу доверенность, ее действие автоматически прекращается, ведь доверитель исчез.

Заинтересованными также считаются лица, для кого признание судом указанного гражданина отсутствующим, будет выгодным. Например, его родственники или иждивенцы. Известно, что пока владелец имущества жив, невозможно открыть наследственное дело.

Однако, исчезновение – не смерть, юридически данный гражданин все равно считается живым, пока суд не сделает письменное объявление его умершим. После чего иждивенцы смогут рассчитывать на получение какой-нибудь пенсии, а родственники – станут наследниками.

Кроме того, супруг/супруга пропавшего сможет официально расторгнуть брак.

Стоит помнить, признание кого-то безвестно отсутствующим не является точным ответом, жив данный гражданин или же погиб. Суд лишь признает, что никаких сведений о фактическом местонахождении человека нет, причем долгое время (минимум год).

Основания и порядок признания гражданина безвестно пропавшим

Какие обстоятельства считаются законодательством достаточными для подобных мероприятий

Причины Подробности
Длительное отсутствие Человека нет, также нет никаких вестей, касающихся его фактического местоположения. Невозможно установить, где он вообще находится, что случилось. Запросы родственникам, друзья или коллегам закончились ничем, розыскные мероприятия результата никакого не дали.
Правовая неопределенность Когда человек пропал, его правовой статус считается неопределенным. Причем, это касается всего имущества (недвижимости, автомобилей, других ценностей) пропавшего.
Защита прав самого пропавшего, его родственников Законодательство специально разработало процедуру признания таких пропавших людей безвестно отсутствующими. Это помогает защитить как его интересы, так его ближайших родственников, особенно иждивенцев, за кем ранее присматривал пропавший. Ведь тогда они смогут претендовать на получение какой-нибудь государственной поддержки (пособия, социальной пенсии).
Судебное решение Статус гражданина решается только судом. Сначала судебные органы предпринимают свое, индивидуальное расследование и если обстоятельства дела, описанные истцом, подтверждаются, то решение определяет человека как пропавшего (отсутствующего), ведь нет фактически никаких сведений.

Последствия признания человек безвестно пропавшим

Основные последствия после вступления данного решения в силу:

  1. Имущество безвестно пропавшего описывается и передается на временное (согласно доверенности) управление лицу, признанному судом распорядителем. Это решение подтверждается еще вердиктом опеки.
  2. Выдача содержания (пособий) с данного имущества всем гражданам, кого отсутствующий ранее содержал – нетрудоспособным родственникам (дети, пожилые родители, инвалиды), иждивенцам.
  3. Погашение имеющихся задолженностей пропавшего, опять же в счет учтенной недвижимости и имеющихся накоплений. Таким образом, выплачиваются его кредитные обязательства и другие официальные долги.
  4. Назначение опекуна или временная передача несовершеннолетних (если пропавший являлся единственным родителем) детей родственникам.

Основания, позволяющие законодательство признать человека умершим

Безвестное отсутствие лишь статус, отражающий положение дел. Когда люди пропадают, неизвестно, что вообще случилось. Нельзя сразу признавать исчезнувшего умершим. Ведь бывают разные обстоятельства, вынуждающие человека, находится некоторое время вдали, не подавать никаких вестей.

Основания, позволяющие суду объявить человека погибшим:

  1. Отсутствие малейших сведений (писем, звонков, других уведомлений) о гражданине, причем, в месте его раннего проживания (место прописки), работы или у родственников в течении минимум 5 лет.
  2. Отсутствие малейших сведений о данном гражданине в месте его фактического проживания в течении следующих 6 месяцев. Если было выяснено, что исчезновение человека сопровождалось опасными, угрожающими его здоровью или жизни обстоятельствами (авария, стихийное бедствие, нападение).
  3. Пропажа гражданина изначально была связана с военными действиями, после событий прошло 2 года, вестей нет (статья 45, ГК РФ).
Читайте также:  Каковы права и обязанности поручителя по кредитному договору?

Умершим гражданина вправе объявить только суд. Причем, днем смерти тогда будет считаться день, когда данное решение официально было объявлено.

Кстати, если после всех судебных разбирательств «умерший» гражданин вдруг объявляется, ему нужно изменить свой текущий статус, ради этого необходимо обратится в тот же суд. После чего, изучив поданные «погибшим» документы, судья отменит вышедшее ранее решение.

Вердикт суда позволит заинтересованным лицам получить официальное свидетельство о смерти ранее пропавшего гражданина в ЗАГСе.

Тонкости и нюансы процедуры

Интересно, что законодательство имеет определенные неточности, касающиеся имущества (недвижимость, накопления) пропавших людей.

Указано, «если возникает потребность», будет назначен временный управляющий.

Однако, какие именно обстоятельства считаются «потребностью»? Возможно, если гражданин имел у себя кроличью ферму или содержал трех коров, то необходимость очевидна, без хозяина животные просто погибнут.

Впрочем, подобные тонкости родственникам пропавшего лучше обсудить с компетентным юристом.

Муж/жена пропавшего, если его официально признают отсутствующим, вправе осуществить развод. Однако, законом предусмотрен вариант восстановления брака, если пропавший вдруг появляется.

Источник: https://pravoved365.ru/pravo/grazhdanskoe-pravo/priznanie-grazhdanina-bezvestno-otsutstvujushhim

13.Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

В правоотношениях
с участием отсутствующего лица входит
неопределенность, чреватая неблагоприятными
последствиями как для него самого, так
и для других заинтересованных лиц. Так,
кредиторы лишаются возможности взыскать
с него задолженность, иждивенцы остаются
без содержания, а принадлежащее ему
имущество терпит ущерб от непринятых
мер по его поддержанию и управлению.

  • Безвестное
    отсутствие

    это признание
    судом факта продолжительного отсутствия
    в месте своего постоянного жительства
    гражданина, в отношении которого не
    удалось найти сведений о месте его
    пребывания.
  • Закон требует 3-х
    условий для признания гражданина,
    безвестно отсутствующим:
  • отсутствие сведений
    о месте его фактического пребывания по
    месту постоянного проживания;
  • достаточно
    продолжительного периода отсутствия
    сведений;
  • невозможности
    получения этих сведений.

Периодом, достаточным
для постановления перед судом вопроса
о признании безвестно отсутствующим,
закон считает 1 год, со дня получения
последних сведений об отсутствующем
(ст. 42 ГК).

Решение суда
является основанием для назначения
опеки над имуществом безвестно
отсутствующего. Назначение совершает
орган опеки и попечительства по месту
нахождения имущества. Он определяет
лицо, которому передается имущество,
полномочия же определяются договором
о доверительном управлении (п. 1 ст. 43
ГК).

Часть имущества
выдается на содержание гражданам,
которых безвестно отсутствующий по
закону обязан содержать, а также
погашается задолженность по другим его
платежам.

Иждивенцы безвестно
отсутствующего приобретают право на
получение пенсии. Прекращается действие
договора — поручения, участником которого
было лицо, признанное безвестно
отсутствующим, и действие выданных им
или на его имя доверенностей (п. 1 ст. 188
ГК).

  1. Последствия явки
    или обнаружения гражданина, признанного
    безвестно отсутствующим, состоит в
    следующем:
  2. суд отменяет решение
    о признании безвестно отсутствующим;
  3. судебное решение
    служит основанием для отмены доверительного
    управления имуществом (ст. 44 ГК);
  4. расторгнутый брак
    может быть восстановлен по совместному
    заявлению, если один из супругов не
    вступил в новый брак.
  5. Объявление умершим
  6. Продолжительное
    отсутствие гражданина и невозможность
    установить место его пребывания служат
    основанием к предположению о его смерти.
  7. Условия признания
    гражданина умершим:

объявление
производится только судом, и только
после установления сведений о месте
его пребывания на протяжении 5
лет
(п. 1 ст.
54), а в определенных случаях — 6 месяцев
(пропал без вести при обстоятельствах,
угрожающих смертью или дающих основание
предполагать его гибель от определенного
несчастного случая, как-то: кораблекрушение,
землетрясение и т.п.;

отсутствие сведений
о гражданине вызвано невозможностью
получить их или выяснить: жив ли он,
несмотря на все принятые меры;

у гражданина
отсутствуют мотивы к длительному
безвестному отсутствию: если он умышленно
скрылся по определенным причинам, то
отсутствуют основания к предположению
о его смерти.

Закон особо выделяет
условия объявления умершими военнослужащих
или иных граждан, пропавших без вести
в связи с военными действиями, — не ранее
чем по истечению 2-х лет со дня окончания
военных действий (п. 2 ст. 45 ГК).

  • Объявление лица
    умершим может быть произведено и без
    предварительного признания его
    отсутствующим.
  • Уяснение последствий,
    наступающих после объявления лица
    умершим, нуждается в учете того, что:
  • наступает прекращение
    всех его прав и обязанностей либо переход
    их к его наследникам (исключая те, что
    требуют его личного участия или связаны
    с личностью);

объявление умершим
приравнивает его к смерти, однако, не
тождественно ей, т.к. не прекращает его
правоспособности, которая прекращается
лишь его действительной смертью (п. 2
ст. 17 ГК).

Следовательно,
если объявленный умершим в действительности
жив, то сделки, совершенные им в том
месте, где не было известно об объявлении
его умершим, действительны; и права и
обязанности не затрагиваются решением
суда об объявлении умершим.

Равным образом,
явка объявленного не требует восстановления
его правоспособности, т.к. он ее не
утрачивал.

  1. Последствия явки:
  2. подлежит отмене
    решение суда об объявлении умершим;
  3. независимо от
    времени своей явки гражданин вправе
    потребовать от любого
    лица возврата
    сохранившегося имущества, которое
    безвозмездно
    перешло к
    этому лицу после объявления умершим
    (исключая деньги и ценные бумаги на
    предъявителя, которые не подлежат
    истребованию от добросовестного
    приобретателя);
  4. лица, возмездно
    приобретшие имущество явившегося,
    обязаны возвратить это имущество, если
    приобрели его, зная, что объявленное
    умершим лицо находится в живых, а при
    невозможности возврата имущества в
    натуре, возмещается его стоимость (ст.
    46 ГК);
  5. прекратившийся
    брак такого лица считается восстановленным,
    если другой супруг не вступил в новый
    брак.
  6. Объявление лица
    умершим влечет те же юридические
    последствия, что и физическая смерть:
    открывается наследование, прекращается
    брак, у соответствующих лиц возникает
    право на получение связанных со смертью
    данного гражданина платежей.

Источник: https://studfile.net/preview/5946905/page:9/

Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим

Овсиенко Е. В. Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12699/ (дата обращения: 19.03.2020).



В современном обществе проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим актуальна, так как ежедневно, по данным статистики, исчезает огромное количество людей.

Потребность в тщательном изучении данной проблемы вызвана еще и такими объективными факторами, как усиление криминогенной обстановки, локальные военные действия, стихийные бедствия, которые нередко являются причиной исчезновения людей либо их смерти.

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим служит для устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина в семейных, трудовых, наследственных и иных правоотношениях.

Еще одной целью данного института является предотвращение возможных неблагоприятных последствий для имущества отсутствующего. Но необходимо отметить такую проблему, нередко встречающуюся на практике, когда никто не обращается в суд с заявлением о признании лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим.

Возникает такая ситуация в случаях отсутствия заинтересованных лиц в признании отсутствующего лица безвестно отсутствующим или умершим. Это может возникнуть, когда гражданин не состоит ни с кем ни в каких правоотношениях — отсутствуют родственники, либо сам гражданин вел асоциальный образ жизни.

В данном случае имущество гражданина может остаться бесхозным и перейти в незаконное владение к другому лицу. Я считаю, что на практике довольно сложно отследить подобные ситуации, но не стоит не принимать их во внимание.

Уполномоченные органы при выявлении бесхозяйного имущества, обязаны поставить его на учет, затем в соответствии с главой 33 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на него.

Еще одной из проблем данного института является умышленное укрывательство гражданина в целях получения материальной выгоды. Так, в ст. 42 Гражданского кодекса РФ указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим.

Следовательно, положения данной статьи имеют диспозитивный характер и из нее не следует, что суды обязаны устанавливать безвестное отсутствие лица.

Если у суда имеются все основания полагать, что лицо умышленно скрывает сведения о своем месте пребывания, например, в целях уклонения от уплаты долгов, то он не должен признавать этого гражданина безвестно отсутствующим. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст.

42 Гражданского кодекса РФ положением о том, что «суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе». Внесение данного пункта в законодательство будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности.

В Гражданском кодексе РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 Гражданского кодекса РФ этот срок был увеличен до пяти лет. При современных условиях развития коммуникаций такая «новация» не оправдана.

Пять лет — слишком длительный срок, и его соблюдение создает на практике целый ряд проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами. Я считаю, следует согласиться с мнением Михайловой И. А.

и определить этот срок в три года, по аналогии со сроком исковой давности и внести необходимые поправки в п. 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ [3, с. 21].

Еще одним из вопросов, который нуждается в разрешении со времен советского права, является законодательное закрепление понятия «день окончания военных действий».

В соответствии со статьей 277 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании умершими военнослужащих, в заявлении помимо цели и обстоятельств, подтверждающих безвестное отсутствие военнослужащего, необходимо указать день окончания военных действий. Такая необходимость обусловлена тем, что в соответствии с п. 2 ст.

45 Гражданского кодекса РФ военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Законодательное закрепление данного положения было предложено в 1957 г. А. Г. Потюковым [7, c. 57]. Это определение и было воспринято законодателем.

Читайте также:  Исковое заявление о разделе лицевого счета. образец заполнения и бланк 2020 года

Но при внешней убедительности приведенных предложений, для закона они оказались непригодны, так как на практике встречаются проблемы с определением дня окончания военных действий.

Так заявитель может ошибочно указать в заявлении днем окончания военных действий день подписания мирного договора или указа Президента РФ об окончании террористической операции, либо день вывода войск. При этом нельзя забывать, что в законе говорится не только о военнослужащих, но и о гражданских лицах, пропавших без вести в связи с военными действиями.

Проблема определения понятия «день окончания военных действий» стоит еще и в том, что даже после подписания документов о прекращении военных действий, локальные боевые действия могут продолжаться в течении нескольких месяцев.

Я считаю, чтобы способствовать устранению неопределенности, а также для улучшения качества работы судов общей юрисдикции и уменьшения количества отмененных судебных решений, необходимо обратиться к мнению Новицкого И. Б. и законодательно закрепить понятие «день окончания военных действий». Так Новицкий И. Б. писал: «Для объявления умершими лиц, безвестно пропавших во время военных действий, целесообразнее исчислять срок со дня подписания мирного договора. Это послужит гарантией того, что пропавшие без вести не будут лишены принадлежащих им прав, пока они фактически не имеют возможности заявить о своем существовании» [5, c. 119].

Также у судов есть вопросы не только в неопределенности понятия «день окончания военных действий», но и в применении вместо существовавшего ранее шестимесячного срока, двухлетнего. Лишь по истечении данного срока с момента окончания военных действий гражданин может обратиться в суд с заявлением о признании военнослужащего либо другого гражданина умершим. Новицкий И. Б.

обосновывал необходимость удлинения срока заботой о правах пропавших без вести лиц, которые в условиях войны могут быть лишены возможности сообщить о своем существовании и месте пребывания.

Он писал: «Помимо чрезмерной краткости 6-месячного срока, следует признать, что исчисление в таких случаях срока со дня безвестной пропажи неправильно, так как многие граждане, относящиеся к этой группе, пока идет война не имеют возможности дать о себе знать». [5, c.119]. Однако в условиях современного технического прогресса двухлетний период достаточно велик.

Считаю необходимым вернуться к существовавшему раннее шестимесячному сроку для признания гражданина умершим в связи с военными действиями. Данное положение способствует более быстрой защите прав лиц, обратившихся в суд с заявлением.

Отдельного внимания заслуживает проблема передачи имущества безвестно отсутствующего в доверительное управление. Помимо сохранности имущества, целью доверительного управления является выдача содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, либо погашение задолженности по другим обязательствам.

Ранее охрана имущественных интересов безвестно отсутствующего осуществлялась с помощью института опеки. В настоящее же время необходимо заключать договор доверительного управления.

Предпосылками заключения данного договора является решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, наличие у этого лица имущества, требующего постоянного управления, определение органом опеки и попечительства потенциального доверительного управляющего и согласие последнего на заключение договора [1, с. 14].

При этом ст. 38 Гражданского кодекса РФ определяет, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества.

Однако при доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного.

Поэтому, следует полагать, что лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении [4,с. 177]. Здесь мы сталкивается с оценочным понятием, так как не всегда ясно, какое имущество требует обязательного управления.

Согласимся с мнением Гришаева С. П.

, с точки зрения которого указанный пробел необходимо устранить посредством изложения в законе не исчерпывающего списка имущества и имущественных прав безвестно отсутствующего, при наличии которых установление доверительного управления имуществом являлось бы обязательным при рассмотрении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим [1, с. 15]. К такому имуществу необходимо отнести:

  • ‒ недвижимое имущество;
  • ‒ ценные бумаги;
  • ‒ исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
  • ‒ предприятия, как имущественные комплексы;
  • ‒ вещи, которые в результате отсутствия постоянного управления (ухода) утрачивают свои полезные свойства быстрее, нежели в результате естественного износа (животные);
  • ‒ права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;
  • ‒ иное имущество, необходимость постоянного управления которым признана судом обязательной.

Наличие открытого перечня имущества, которое требует управления, может стать полезным для правоприменителя. Суд не будет связан жесткими рамками и по-своему усмотрению, исходя из конкретной ситуации, определит имущество, которое необходимо передать доверительному управляющему.

Имеются отдельные вопросы при применении на практике норм института признания лица безвестно отсутствующим в наследственных правоотношениях. Безвестно отсутствующее лицо может быть призвано к наследованию, поскольку безвестное отсутствие не означает смерть последнего.

Однако у такого гражданина может возникнуть проблема в принятии наследства, поскольку в шестимесячный срок безвестно отсутствующее лицо лишено возможности подать соответствующее заявление или фактически принять наследство. При этом заменить отсутствующего не могут ни доверительный управляющий, ни орган опеки и попечительства.

Статья 1155 Гражданского кодекса РФ дает возможность пропустившему срок по уважительной причине наследнику, восстановить его и перераспределить наследственные доли. В случае же, если безвестно отсутствующее лицо так и не явится, то оказываются нарушенными уже права наследников самого безвестно отсутствующего лица.

Причем, в случае последующего объявления безвестно отсутствующего гражданина умершим, права наследников последнего в описанной ситуации невозможно будет защитить ни на основании норм о наследственной трансмиссии, ни о наследовании по праву представления.

Одним из негативных последствий возвращения лица, раннее по решению суда признанного безвестно отсутствующим, могут стать некоторые положения Семейного кодекса РФ. Согласно статье 130 Семейного кодекса РФ дети безвестно отсутствующего гражданина могут быть усыновлены без получения его согласия.

В настоящее время законодательно не урегулирован вопрос, когда усыновление уже состоялось, однако затем последовала явка безвестно отсутствующего. Непонятно, будет ли отмена усыновления.

На практике такая ситуация может представлять собой серьезную проблему, так как затрагиваются интересы несовершеннолетних.

Еще одной проблемной нормой является ст. 19 Семейного кодекса РФ. Согласно статье, возможно расторжение брака в упрощенном порядке с гражданином, признанным безвестно отсутствующим, независимо от наличия общих несовершеннолетних детей.

По заявлению другого супруга брак с таким лицом расторгается в органах записи актов гражданского состояния. В случае явки безвестно отсутствующего гражданина брак восстанавливается только по совместному заявлению бывших супругов и только если бывший супруг не вступил в новый брак.

Как мы видим, здесь вновь затрагиваются интересы несовершеннолетних.

Таким образом, учитывая состояние законодательства и судебной практики по применению норм Гражданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении указанной категории дел, представляется необходимым продолжить комплексное исследование проблем, связанных с делами о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим с целью выработки конструктивных предложений, направленных на совершенствование правового регулирования судопроизводства. Отсутствие теоретических разработок, законодательно закрепленных определений и руководящих разъяснений высших судебных инстанций имеют негативное значение. Устранение пробелов будет способствовать единообразию в правоприменительной практике при рассмотрении и разрешении анализируемой категории дел.

Литература:

  1. Гришаев С. П. Доверительное управление имуществом // Правовая система КонсультантПлюс, 2010.
  2. Исмаилов Ч. Безвестно отсутствующий и безвестно исчезнувший // Законность. № 6. 2011.
  3. Михайлова И. А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Наследственное право. № 2. 2006.
  4. Никитин Д. Ю. Договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим: дис. … канд. юр. наук. — М., 2006.
  5. Новицкий И. Б. Безвестное отсутствие в условиях войны // Вопросы гражданского и трудового права периода Великой Отечественной войны. Вып.3. М., 1944.
  6. Попова Ю. А. Совершенствование правовых норм, регулирующих институт признания граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими. // Проблемы применения и совершенствования Гражданского процессуального кодекса РСФСР / Отв. ред. Р. Е. Гукасян.
  7. Потюков А. Г. Безвестное отсутствие // Вопросы кодификации советского права / отв. ред. Керимов Д. А. Л., 1957.

Основные термины (генерируются автоматически): доверительное управление, Гражданский кодекс РФ, отсутствующий, отсутствующее лицо, отсутствующий гражданин, суд, гражданин, признание гражданина, Гражданский процессуальный кодекс, шестимесячный срок.

Согласно ст. 42 ГК РФ и 45 ГК РФ гражданин признается судом безвестно отсутствующим, если по прошествии года в

Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ решают в порядке особого производства.

Динамика гражданского процессуального законодательства… дело, РФ, признание граждан, суд, судебное заседание

умерший, признание гражданина, особое производство, отсутствующий, гражданин, объявление гражданина, лицо, пропавший гражданин, РФ, суд.

Так он предлагает пункт 1 статьи 42 Гражданского кодекса РФ «Признание гражданина безвестно отсутствующим» изложить в следующей редакции: «Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим

Институт признания лица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ относится к разряду стабильных. Однако на практике содержание правил этого института не всегда однозначно толкуется.

Согласно ст. 42 ГК РФ суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его нахождения нет сведений о его месте пребывания.

Анализируя данную гражданско-правовую норму, считаю, необходимым расширить круг лиц, имеющих право на подачу заявления в суд для возбуждения дела о признании гражданина недееспособным, а именно…

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его последствия предусмотрены в статьях 42, 43 ГК РФ.

В этой ситуации, если дополнительный наследник в шестимесячный срок подал заявление нотариусу о принятии наследства, то он будет признан наследником по…

Помимо ГК РФ нормы права, относящиеся к наследованию, содержатся также в Трудовом кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Гражданскопроцессуальном кодексе РФ.

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12699/

Ссылка на основную публикацию