Вы не поверите, но иногда можно из налоговой получать деньги, а не только отдавать! В ряде случаев излишняя уплата налогов дает организациям и ИП право на получение с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаты. Рассказываем, когда плательщики вправе требовать начисления таких процентов и порядке их взыскания с контрольного ведомства.
Возникновение права на компенсацию от ИФНС
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ.
Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:
- по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
- при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.
Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.
Если переплаченный по вине самого плательщика налог был возвращен ИФНС самостоятельно (до того, как плательщик опомнился и написал заявление), проценты на сумму переплаты не начисляется (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Если же переплата возникла вследствие взыскания налогов по решению (требованию) налоговиков, проценты начисляются со дня взыскания налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ).
Куда обращаться за взысканием процентов с налоговой
НК РФ не устанавливает порядка подачи заявления о взыскании с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаченных налогов. Следовательно, порядок подачи такого заявления выбирает сам налогоплательщик.
За возвратом налога и процентов он может обратиться в ИФНС по месту своего учета (в рамках подачи заявления о возврате самого налога), а может подать соответствующее заявление непосредственно в суд.
Если плательщик решит действовать через суд, то в заявлении нужно указать обстоятельства образования переплаты по налогу, возникновения права на получение процентов, а также произвести расчет полагающихся процентов.
Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты прекращают начисляться с момента возврата переплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Начисление процентов при добровольной переплате налогов
В тех случаях, когда переплата налогов происходит по вине самого плательщика (неправильное применение налоговой ставки, ошибочное завышение облагаемой базы и т. д.), обязательным условием взыскания с ИФНС процентов является заявление прав на возврат суммы переплаты.
Проценты в подобных случаях начинают начисляться только при наличии поданного в ИФНС заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога. Без подачи такого заявления у инспекции отсутствует обязанность по возврату налогов и, соответственно, уплате процентов на сумму несвоевременно возвращенных платежей.
Чтобы получить назад переплаченный налог и, возможно, денежную компенсацию, плательщик обязан подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление. Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 14.02. 2017 № ММВ-7-8/182@. В заявлении в числе прочего указываются реквизиты банковского расчетного счета налогоплательщика, на который возвращаются налог и проценты, сумма переплаченного налога и КБК по переплаченному налогу.
Налоги и взносы должны быть возвращены в течение одного месяца со дня получения налоговым органом данного заявления. В противном случае наряду с налогом ИФНС обязана будет вернуть плательщику еще и проценты, начисленные на сумму несвоевременно возвращенного налога.
Проценты начисляются не со дня уплаты налога в завышенной сумме, а именно с того дня, который следует за истекшим месяцем, отведенным налоговикам для возврата переплаченных сумм.
Само же заявление о возврате излишне уплаченного налога можно подать в течение трех лет со дня его уплаты.
Отдельной формы заявления для взыскания процентов на сумму несвоевременно возвращенной переплаты законодательством не предусмотрено. Более того, плательщики не обязаны заявлять о взыскании таких процентов. Проценты рассчитывают и начисляют сами налоговики по факту пропуска месячного срока (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Если плательщик потребует вернуть переплату и проценты через суд, минуя стадию подачи заявления о возврате (например, при пропуске трехлетнего срока), то суд откажет во взыскании процентов. Это обусловлено тем, что при добровольной переплате проценты начисляются спустя месяц с даты подачи соответствующего заявления.
Как вернуть проценты при излишнем взыскании налогов
По закону налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, ИП, их представителям лично под расписку или иным способом (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Но по своей собственной инициативе ИФНС не обязана возвращать излишне взысканные суммы налога. Поэтому возврат налога и процентов в подобных ситуациях также осуществляется в заявительном порядке. Для возврата потребуется подать заявление по форме, утв. приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
Отдельного заявления о начислении процентов на сумму излишне взысканного налога подавать не требуется. Налог подлежит возврату с уже начисленными на него процентами.
При этом, в отличие от добровольной переплаты при излишнем взыскании налога, начисление процентов на его сумму не зависит от факта подачи заявления о возврате. Проценты в таких случаях начисляются не с момента окончания месячного срока с даты подачи в ИФНС заявления, а с момента самого взыскания налога.
Поэтому в принципе налогоплательщик может не заявлять о начислении и возврате процентов в ИФНС, а обратиться с исковым требованием напрямую в суд.
Процессуальные сроки
Заявление о возврате переплаченного налога с начисленными на его сумму процентами разрешается подать в ИФНС в течение трех лет. Порядок исчисления данного срока зависит от основания возникновения переплаты.
Пропуск трехлетнего срока не лишает плательщиков права на возврат переплаты и процентов по ней. Данный срок установлен лишь для возврата налогов/процентов через ИФНС без обращения в суд.
Поэтому если плательщик не обратился в инспекцию за возвратом налогов и процентов в течение трех лет, он может потребовать их взыскания в судебном порядке. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности – в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 196 и 200 ГК РФ).
Момент, с которого плательщик должен узнать о нарушении своего права на возврат налогов и процентов, определяется судами по-разному. Все зависит от причин, по которым налогоплательщик допускает переплату налога, а также от наличия у плательщика возможности для правильного исчисления налога.
Источник: https://buh.ru/articles/documents/79030/
Как заставить инспекцию вернуть налоги
Глава 12 части 1 НК РФ носит название «Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм». Статья 78 указанной главы документа по большей части раскрывает процедуру зачета излишне уплаченных сумм налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, а также регламентирует положения в части их возврата.
А статья 79 закрепляет механизм возврата таких сумм, но уже излишне взысканных. Тем не менее не все знают, как правильно потребовать у налоговых органов возвратить излишне уплаченные и излишне взысканные налоги.
Излишне уплаченный налог
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. А также по заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика.
Деньги налоговики должны вернуть в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма соответствующего заявления утверждена Приказом ФНС от 14.02. 2017 N ММВ-7-8/182@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов» (далее — Приказ N ММВ-7-8/182@) (Приложение N 8).
Если данный месячный срок истек, а сумма налога не зачислена на счет налогоплательщика, то согласно пункту 10 статьи 78 НК РФ налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата из расчета ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возврата. В случае изменения ключевой ставки в отдельные периоды времени, исчисление процентов производится отдельно за каждый период действия соответствующей ставки (смотрите Приказ ФНС от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» (далее — Приказ ФНС РФ N ММ-3-1/683@), а также Письмо Минфина от 01.08.2007 N 03-02-07/2-136).
Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств (п. 11 ст. 78 НК РФ).
Если предусмотренные штрафные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств. До истечения установленного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата (п. 12 ст. 78 НК РФ).
При решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, налоговым органам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем средств банк.
Излишне взысканный налог
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статье 79 НК РФ.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. Об этом сказано в пункте 3 статьи 79 НК РФ.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога, а также заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика (форма решения в Приложении N 3 к Приказу N ММВ-7-8/182@).
До истечения этого срока поручение на возврат суммы излишне взысканного налога подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно пункту 4 статьи 79 НК РФ налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 рабочих дней со дня установления этого факта (форма сообщения в Приложении N 2 к Приказу N ММВ-7-8/182@).
Данное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Отсчет месячного срока возврата суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов начинается со следующего (после дня отмены решения о взыскании налогов либо дня принятия судом решения о возврате суммы) дня.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ.
В случае если указанные проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение 3 дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения указанного срока поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата. Возврат суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
Зачет при возврате налога
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного или излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Такой зачет происходит по правилам статьи 78 НК РФ.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» в целях единообразного разрешения судебных споров, связанных с применением положений НК РФ, разъяснены некоторые вопросы, касающиеся зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Так, Пленум ВАС РФ в пункте 32 Постановления N 57 указал, что зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов.
В связи с этим не может быть произведен зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней по инициативе налогового органа в следующих ситуациях:
- зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней не может быть произведен налоговым органом в счет погашения той задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена;
- не может быть произведен налоговым органом зачет пеней в счет погашения задолженности, которая в силу положений статьи 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.
Пленум ВАС РФ пришел к выводу, что налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченного налога, только если налоговый орган отказал в удовлетворении упомянутого заявления либо если налогоплательщик не получил ответа в установленный срок. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 г. N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32.
Особенности зачета или возврата излишне уплаченных сумм пеней налоговым агентом разъяснены в пункте 34 Постановления N 57. Согласно пункту 14 статьи 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
В связи с этим, как пояснил Пленум ВАС РФ, если при рассмотрении спора суд установит, что излишне перечисленные налоговым агентом в бюджет суммы не превышают сумм, удержанных с налогоплательщика, решение о зачете или возврате этих сумм в пользу налогового агента может быть принято судом только в двух случаях:
- если возврат налогоплательщику излишне удержанных с него налоговым агентом сумм возлагается законом на последнего;
- если по требованию налогоплательщика или по собственной инициативе налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму налога.
Налоговый орган может узнать о сумме налога, излишне удержанной налоговым агентом, из представленного налоговым агентом в соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ заявления на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога, либо в результате выездной налоговой проверки данной организации (налогового агента). Информацию о том, что налоговый агент уплатил налогоплательщику необоснованно удержанную у него сумму НДФЛ, налоговый орган может получить в результате выездной налоговой проверки организации.
Указанная информация может быть также получена непосредственно от налогоплательщика (включая налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ) или по инициативе налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках»).
- В пункте 35 Постановления Пленум ВАС РФ N 57 указано, что установленные статьями 78 и 79 НК РФ правила об обязательном зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм пеней в счет погашения задолженности распространяются исключительно на случаи возврата излишне уплаченного (взысканного) налога налоговым органом в административном порядке и не подлежат применению при исполнении судебных актов, предусматривающих возврат налогоплательщику из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов.
Таким образом, решение арбитражного суда о возврате налогоплательщику излишне уплаченных (взысканных) сумм пени подлежит безусловному исполнению налоговым органом. Налоговый орган не вправе самостоятельно производить зачет этой суммы в счет погашения имеющейся задолженности. Разъяснения, касающиеся момента исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет, содержатся в пункте 36 Постановления N 57.
Пленум ВАС указал, что необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный ее получателем банк. Следовательно, налоговый орган считается исполнившим обязанность по возврату этой суммы налогоплательщику только с момента поступления суммы пени, подлежащей возврату, в указанный налогоплательщику банк.
Учет и контроль возврата и зачета налогов
Информационный ресурс результатов работы по зачетам и возвратам ведется территориальными налоговыми органами и межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в электронном виде.
Факт излишней уплаты (излишнего взыскания) устанавливается специалистом отдела по работе с налогоплательщиками, в чьи функции входит сверка с налогоплательщиками.
Сотрудником отдела в течение десяти рабочих дней после наступления срока уплаты налога (сбора) формируется список налогоплательщиков, имеющих суммы излишней уплаты (излишнего взыскания).
Излишне уплаченная (взысканная) сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам. При расчете излишне уплаченной суммы налога исключаются платежи по НДФЛ, уплаченные в текущем году.
Данный список передается для согласования в отдел камеральных проверок, аналитический отдел и отдел ввода и обработки данных.
После чего список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства для проведения мероприятий по зачету подтвержденной переплаты в счет недоимки, задолженности по пеням и штрафам в рамках статьи 78, 79 НК РФ.
После проведения указанных мероприятий отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства список налогоплательщиков, имеющих подтвержденную переплату, передается в отдел работы с налогоплательщиками для формирования извещений об обнаружении факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налога (сбора, пени, штрафа).
Для целей данных методических рекомендаций перед принятием решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, страховых взносов, налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах, в том числе:
- налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
- суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
- при принятии решения о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей отсутствует задолженность по налогам, пеням, штрафам соответствующего вида налогов и сборов, страховых взносов. Информацию об отсутствии задолженности в целом по юрлицу собирает налоговый орган, в который поступило заявление о возврате излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, в том числе путем просмотра федерального информационного ресурса «Расчеты с бюджетом», направления соответствующих запросов в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика (его обособленных подразделений). Информация о состоянии расчетов с бюджетом по налогоплательщику, указанному в запросе, направляется в 5-дневный срок со дня поступления запроса;
- решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, страховых взносов, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов, сборов, страховых взносов. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена;
- обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юрлица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юрлица как налогоплательщика;
- факт излишнего взыскания налога (сбора, страховых взносов) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора, страховых взносов), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
- факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами главы 21 и главы 22 НК РФ решением налогового органа, решением вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.
Оригиналы принятых налоговыми органами решений о возвратах излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей, хранятся в архивном деле соответствующих налоговых органов в течение 5 лет.
Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/490618/
Возврат налогов, пеней, штрафов
Заявление на возврат платежей: рекомендации по составлению и подаче
При возникновении излишне перечисленных сумм платежей по налогам, страховым взносам, сборам, штрафам и пеням налогоплательщик имеет право их вернуть. Рассмотрим, что нужно для этого сделать.
Ст. 78 НК РФ (2019 — 2020): вопросы и ответы
Ст. 78 НК РФ крайне интересна плательщикам налогов и страховых взносов, допускающим наличие их излишней уплаты в бюджет. Она содержит правила зачета (возврата) такой переплаты и вызывает достаточно много вопросов. Ответим на них в нашей статье.
Как составить заявление на возврат НДС (образец, бланк)
Заявление на возврат НДС — когда его нужно оформлять? Этот вопрос довольно часто возникает у налогоплательщиков. Расскажем, куда, как и когда подавать заявление на возврат НДС.
Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога
Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога оформляется по специальной форме. Изменилась ли форма, как заполнить актуальный бланк заявления и как осуществляется зачет, узнайте из нашего материала.
Заявление на возврат госпошлины в налоговую — образец
Заявление на возврат госпошлины в налоговую – образец его утвержден законодательно. Это документ, представление которого в ИФНС позволяет гражданину или фирме вернуть из бюджета излишне уплаченную сумму пошлины. Главное — корректно заполнить соответствующее заявление по госпошлине. Как это сделать, расскажем и покажем в нашей статье.
Составляем заявление на возврат НДФЛ (образец, бланк)
Заявление на возврат НДФЛ составляется физическим лицом для того, чтобы налоговые органы возвратили ему необходимую сумму налога. Подробнее о том, куда подавать заявление на возврат НДФЛ, как правильно его составлять, мы расскажем в нашей статье. Кроме того, приведем образец заявления на возврат НДФЛ по новой форме, которая потребуется для возврата налога за 2019 год.
Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога
Заявление о возврате излишне уплаченного налога — образец этого документа по новой форме мы приведем в данной статье — оформляется на бланке, утвержденном приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Рассмотрим кому и когда понадобится заполнить такое заявление, куда его подавать и каким образом оформлять.
Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС
Порядок возмещения НДС бывает общий и ускоренный. Последний еще называют заявительным. В общем случае налог вы получите после проведения камеральной проверки и при благоприятном ее исходе. В чем суть ускоренного порядка возмещения и его отличия от основного, рассмотрим в нашей статье.
Источник: https://nalog-nalog.ru/vozvrat_i_zachet_nalogov/vozvrat_nalogov_penej_shtrafov/
Возврат излишне взысканного налога (пеней, штрафов)
Статья 79 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует условия и порядок возврата сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.
Излишне взысканными считаются суммы налогов (пеней, штрафов):
- взысканные налоговым органом в судебном порядке в связи с неверным расчетом сумм налога;
- добровольно уплаченные сверх установленной законом суммы во исполнение документов, полученных от налоговой инспекции (например, требования об уплате налога), либо на основании судебного решения.
Если инспекция самостоятельно выявила излишне взысканные суммы, она обязана направить сообщение об этом в течение 10 рабочих дней со дня установления данного факта.
За возвратом излишне взысканных сумм налога (пеней, штрафа) можно обратиться с заявлением в налоговую инспекцию по месту учета либо в суд.
При обращении в налоговую инспекцию необходимо помнить, что срок подачи заявления о возврате — один месяц со дня, когда стало известно об излишнем взыскании, или со дня вступления в силу решения суда, которым установлено взыскание излишней суммы налога.
Решение о возврате излишне взысканной суммы принимается налоговой инспекцией в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления. О принятом решении направляется сообщение. Возврат излишне взысканной суммы должен быть произведен в течение одного месяца со дня получения указанного выше заявления.
Сумма излишне взысканного налога (пеней, штрафа) подлежит возврату с начисленными на них процентами. Они рассчитываются со дня, следующего за днем взыскания излишней суммы, по день ее фактического возврата исходя из процентной ставки, равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Банка России.
При наличии задолженности по иным налогам соответствующего вида, пеням и штрафам налоговая инспекция самостоятельно зачтет излишне взысканную сумму в счет погашения этой задолженности. В таком случае на счет в банке будет возращена сумма, оставшаяся после зачета.
Суммы полученных процентов не облагаются НДФЛ, поскольку их получение не приводит к возникновению экономической выгоды, а связано с компенсацией затрат, связанных с излишним взысканием налога налоговым органом.
При взыскании излишне взысканных сумм налога (пеней, штрафа) в судебном порядке, исковые заявления по данной категории дел подаются мировому судье или, если цена иска превышает 50 000 руб., в районный суд.
Срок обращения в суд с исковым заявлением о возврате излишне взысканной суммы — три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Источник: http://ozyorsk.ru/vozvrat-izlishne-vzyiskannogo-naloga-peney-shtrafov/
Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
При существующих особенностях расчета и уплаты налогов возникновение переплаты является неизбежным.
Содержание
Задержки в возврате излишне уплаченных сумм налогов негативно влияют на платежеспособность плательщика налогов. Поэтому разобраться в механизме их возврата крайне важно.
Налогоплательщик, в ходе исполнения своих обязательств, предусмотренных налоговым законодательством, при определенных обстоятельствах может выполнить их в объеме большем, нежели предписывает действующее законодательство.
Переплата может возникнуть по различным причинам:
- ошибки в учете или расчете налоговых обязательств, допущенные налогоплательщиком;
- заблуждение относительно действующих ставок налогов или савки рефинансирования Центробанка;
- указание налоговым органом неверной суммы недоимки;
- внесение изменений в налоговое законодательство, которые начали действовать задним числом;
- изменение режима налогообложения;
- другие причины.
В результате таких ошибок в бюджет перечисляются суммы налогов в большем размере. Налоговое законодательство в данном случае предусматривает два способа, с помощью которых можно восстановить имущественные права плательщика налогов:
- возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа;
- зачет суммы переплаты.
Основания к возврату сумм излишне взысканного налога
Выявить факт переплаты может как налоговый орган, так и налогоплательщик самостоятельно. В случае выявления ее налоговым органом, последний обязан сообщить об этом налогоплательщику не позже одного месяца с момента, когда данный факт был обнаружен (для таможенных органов – 10 дней).
Такое сообщение должно быть передано руководителю компании под расписку или другим способом, который подтверждает факт его получения.
Однако, как показывает практика, налоговые органы не всегда могут достоверно установить факт переплаты. В этом случае целесообразно проводить совместную сверку, которая оформляется актом, подписанным двумя сторонами: налогоплательщиком и налоговым органом.
Закон предполагает единственное основание для возврата излишне уплаченных налогов – заявление налогоплательщика, которое подается в письменной форме. Возврат переплаты ограничен сроком давности в три года с момента осуществления переплаты. Существует два механизма возврата:
- административный;
- судебный.
Обратиться в налоговый орган с заявлением на возврат, налогоплательщик должен на протяжении одного месяца с момента, как ему стало известно о возникновении переплаты.
По истечении данного срока он утрачивает такую возможность, и административный механизм возврата становится ему недоступен. За дальнейшей защитой своих имущественных прав необходимо обращаться в суд.
Административный (досудебный) порядок обращения с заявлением на возврат переплаты не является обязательным и может быть проигнорирован налогоплательщиком.
Таким образом, налоговое законодательство предоставляет ему возможность самостоятельно выбрать способ защиты своих прав.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога
Орган ФНС обязан рассмотреть поданное налогоплательщиком заявление. По результатам его рассмотрения руководителем (или его заместителем) выносится решение о возврате суммы излишне взысканного налога, если факт переплаты действительно имеет место.
На принятие такого решения налоговому органу отводится 10 дней с момента принятия заявления или с момента совместного подписания акта налоговой сверки, по результатам которой была выявлена переплата.
В случае использования налогоплательщиком судебного порядка взыскания переплаты, соответствующее решение принимает суд после рассмотрения всех обстоятельств дела.
Таким образом, документальным основанием вернуть переплату по налогам являются два документа:
- решение налогового органа вернуть требуемые суммы;
- решение суда, которое вступило в силу.
Решение направляется налоговым органом или судом в органы территориального Федерального казначейства, которое проводит возврат средств, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Возврат производится за счет средств того бюджета в который была зачислена переплата по налогу в валюте РФ. Территориальное Федеральное Казначейства после произведения возврата уведомляет налоговый орган о его совершении, указав дату возврата и сумму возвращенных средств.
Срок возврата сумм излишне взысканного налога
С целью защитить имущественные права налогоплательщиков, закон устанавливает определенные сроки, в которые должен быть произведен возврат.
Срок возврата установлен в один месяц с момента вынесения соответствующего решения или вынесения такого решения судом.
Законодательная возможность передавать права требования от налогоплательщика других лицам не предусмотрена.
В случае если переплата возникает у консолидированной группы налогоплательщиков, она подлежит возврату ответственному участнику такой группы.
Если существует недоимка по налогам, возврату будет подлежать сумма, оставшаяся после ее погашения. То есть за счет средств излишне уплаченного налога вначале производится погашение существующей недоимки, пени и штрафов, в соответствии с требованиями ст. 78 НК РФ, и только после этого возвращается переплата.
Проценты на сумму излишне взысканного налога
С целью гарантировать налогоплательщику своевременность возврата переплаты, закон предусматривает проценты на сумму излишне взысканного налога.
Проценты, согласно положениям НК РФ, призваны компенсировать налогоплательщику его материальные потери, причиненные несвоевременность налоговой выплаты.
Порядок их начисления регламентирует ст. 79 НК РФ. Согласно положениям п. 5 настоящей статьи, их начисление производится начиная с дня, который следует за днем, когда произведено взыскание, вплоть до момента фактического поступления средств на счет налогоплательщика.
- Процентная ставка, по которой производится их начисление, принимается равной ставке рефинансирования Центробанка, действовавшей на момент возникновения переплаты.
- Если ставка рефинансирования изменялась на протяжении периода взыскания, то проценты исчисляются за каждый период отдельно. Их расчет производится по формуле:
- % = С х Д х СР/ 365, где:
- С – сумме переплаты, подлежащая возврату налогоплательщику;
- Д – общее количество дней, за которые начисляются проценты;
- СР – ставка рефинансирования.
На практике налогоплательщику приходится сталкиваться с позиций налоговых органов, считающих, что в соответствии с требованиями ст. 79 НК РФ проценты должны начисляться только на суммы переплаты, подлежащие возврату.
Если произведен зачет, у налогоплательщика право на начисление процентов отсутствует. Такая позиция является ошибочной. Об этом свидетельствует многочисленная практика арбитражных судов.
Поскольку выплата процентов представляет собой компенсацию экономических потерь налогоплательщика, в связи с невозможность пользоваться суммой переплаты, проценты подлежат выплате, как в случае возврата переплаты, так и в случае проведения зачета налоговых платежей.
Источник: https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/vozvrat-summ-izlishne-vzyskannyh-naloga-sbora-penej-i-shtrafa.html
Как вернуть (зачесть) переплату по налогам, пеням, штрафам
Чтобы вернуть переплату по налогу на расчетный (лицевой) счет организации, в налоговую инспекцию нужно подать заявление (п. 6 ст. 78 НК РФ). Форма его утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.
Заявление можно передать в инспекцию на бумажном носителе или в электронном виде (с усиленной квалифицированной подписью по телекоммуникационным каналам).
Подать заявление можно в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога (п. 6 и 7 ст. 78 НК РФ).
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать в возврате ЕНВД (единого налога при упрощенке)? Отказ мотивирован тем, что действие статьи 78 Налогового кодекса РФ не распространяется на спецрежимы.
Нет, не может.
Единые налоги, которые платят организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются федеральными (п. 7 ст. 12 НК РФ). Поэтому возвращать возникающую по ним переплату налоговая инспекция должна на общих основаниях.
Перед тем как вернуть сумму переплаты, инспекция направит ее на погашение недоимок (если они есть) по другим налогам (пеням, штрафам) (п. 6 ст. 78 НК РФ). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом.
Решение о возврате
Решение о возврате переплаты инспекция должна принять в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, если сверка расчетов не проводилась. Или же со дня подписания акта сверки, если сверка была. Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса РФ.
Инспекция обязана известить организацию о согласии на возврат или отказе в возврате в течение пяти дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.
Срок возврата
Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Ситуация: может ли налоговая инспекция задержать возврат переплаты по налогу более чем на один месяц?
Да, может. Но лишь на период камеральной проверки декларации, по которой возникла переплата.
Чтобы вернуть излишне уплаченную сумму, инспекторы сначала проведут камеральную проверку декларации, по которой возникла переплата. А максимальный срок камеральной проверки – три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Поэтому если организация подала заявление о возврате переплаты одновременно с декларацией, по которой возникла переплата, то срок возврата может увеличиться до четырех месяцев. Проценты за просрочку в пределах этого срока налоговая инспекция платить не обязана.
Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/1/317 и пункте 11 письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98.
Проценты за несвоевременный возврат
Организация вправе получить сумму переплаты с начисленными на нее процентами, если инспекторы вернули деньги позже срока. В таком случае инспекторы принимают решение о возврате переплаты с процентами и отправляют поручение на возврат в территориальное управление Казначейства России (п. 8 ст. 78 НК РФ).
То есть переплату с процентами за задержку выплатит территориальное управление Казначейства России (п. 11 ст. 78 НК РФ). А налоговые инспекторы лишь контролируют правильность расчета процентов, и если есть ошибка, то в течение трех дней они поручают территориальному управлению Казначейства России доплатить недостающую сумму (п. 12 ст. 78 НК РФ).
Сумму процентов можете проверить по формуле:
Проценты за задержку возврата переплаты по налогу (сбору, пеням, штрафу) | = | Сумма переплаты | × | Количество календарных дней просрочки, включая день возврата средств на счет организации | × | Ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки | : | Количество календарных дней в году |
Такой порядок расчета процентов установлен пунктами 10 и 14 статьи 78 Налогового кодекса РФ и разъяснен в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13, от 24 декабря 2013 г. № 11675/13.
Чтобы получить проценты, организация не обязана дополнительно обращаться в инспекцию. На основании заявления о возврате налога инспекция должна самостоятельно рассчитать сумму процентов за задержку. Это подтверждает ВАС РФ в определении от 27 июля 2010 г. № ВАС-9664/10.
Пример возврата излишне взысканной суммы налога с процентами
1 апреля налоговая инспекция принудительно взыскала с организации недоимку по транспортному налогу в сумме 100 000 руб.
Инспекция поручила одновременно двум банкам, в которых у организации открыты расчетные счета, перечислить сумму недоимки в бюджет.
Поскольку на обоих счетах было достаточно средств для погашения недоимки, оба банка перечислили в бюджет указанную в поручении сумму 100 000 руб.
После того как банковские выписки были обработаны, бухгалтер организации обнаружил, что взыскание недоимки произошло дважды. Чтобы вернуть переплату, 15 апреля организация подала в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне взысканной суммы.
Излишне взысканный налог поступил на расчетный счет организации 22 апреля. Одновременно с этим налоговая инспекция начислила организации проценты. Сумма процентов за 21 календарный день (с учетом 22 апреля) составила: 100 000 руб. × 21 дн. × 11% : 366 дн. = 631 руб.
Ситуация: как рассчитываются проценты при возврате переплаты по налогу? Организация перечислила налог добровольно по решению инспекции, но затем оспорила решение в суде.
Решение зависит от того, по какой причине возникла переплата.
Если организация сама излишне перечислила налоги, то проценты полагаются за каждый день просрочки по истечении одного месяца с момента, когда инспекция получила заявление от организации о возврате (п. 6 ст. 78 НК РФ). Например, когда переплата возникла из-за неправильного расчета налога в декларации, такую сумму следует рассматривать как излишне уплаченную.
Если инспекция взыскала излишнюю сумму налогов, то проценты начисляют за весь период, начиная со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканной суммы (п. 5 ст. 79 НК РФ).
То есть когда инспекция по ошибке доначисляет налог, его сумма считается излишне взысканной. При этом к взысканию приравниваются и такие случаи, когда организация платит налог самостоятельно, но основанием для уплаты является не налоговая декларация, а решение инспекции.
Например, когда организация перечислила сумму налога (пеней, штрафа) по решению инспекции, а затем оспорила это решение в суде. Если суд признает решение неправомерным, то инспекция должна будет вернуть уплаченные суммы как излишне взысканные.
То есть вместе с процентами за весь период, пока деньги находились в бюджете.
В рассматриваемой ситуации инспекция должна начислить проценты по второму варианту. То есть за период со дня уплаты излишне начисленной суммы по день возврата этой суммы из бюджета.
Правомерность такого подхода подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 24 декабря 2013 г. № 11675/13, от 24 апреля 2012 г. № 16551/11 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 31 июля 2015 г. № Ф10-2276/2015, от 19 ноября 2014 г.
№ А35-5236/2013, ФАС Уральского округа от 13 апреля 2012 г. № Ф09-2747/12, Московского округа от 25 апреля 2013 г. № А40-101307/12-20-529, от 16 февраля 2012 г. № А40-54626/11-99-247, Северо-Кавказского округа от 22 июня 2011 г. № А32-27735/2010, Северо-Западного округа от 9 сентября 2008 г. № А05-992/2008).
Ситуация: сколько календарных дней в году берется для расчета процентов за задержку возврата переплаты по налогам (сборам, пеням, штрафам)?
Проценты определяют из расчета 365 или 366 дней в году.
Дело в том, что проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов представляют собой не что иное, как компенсационную выплату за просрочку платежа. По сути это аналог пеней, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязательств (п. 3 ст. 75, п. 10 ст. 78 НК РФ).
В законодательстве могут использовать разную продолжительность календарного года. Например, по Гражданскому кодексу РФ проценты за пользование чужими денежными средствами определяют из расчета 360 дней в году.
В налоговом законодательстве нет особых правил, которые устанавливают продолжительность календарного года при расчете процентов.
А значит, нужно исходить из реальной продолжительности календарного года (365 или 366 дней).
При этом проценты должны быть начислены за фактическое количество дней, на которое был задержан возврат, включая день, когда средства поступили на банковский счет плательщика.
Приведенный порядок следует применять и при задержке возврата излишне взысканных налогов (п. 5 ст. 79 НК РФ), и при просрочке возврата НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 11372/13 и письмом Минфина России от 29 октября 2014 г. № 03-02-08/54846.
Раньше контролирующие ведомства настаивали на том, что рассчитывать проценты за несвоевременный возврат нужно исходя из расчета 360 дней в году (Методические рекомендации, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683, письма Минфина России от 14 января 2013 г. № 03-02-07/1-7 и ФНС России от 8 февраля 2013 г.
№ НД-4-8/1968). Но после выхода постановления Президиума ВАС РФ Минфин России скорректировал свою позицию. Изменения внесут и в Методические рекомендации налоговой службы. Инспекции должны руководствоваться выводами ВАС РФ (письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. № 03-01-13/01/47571), поэтому прежний алгоритм расчета (исходя из 360 дней) более не актуален.
Пример возврата переплаты по налогу на счет организации
Организация в феврале текущего года (после подачи декларации по транспортному налогу за предыдущий год) выяснила, что при расчете транспортного налога была завышена сумма налога из-за применения неверно рассчитанного коэффициента использования транспортного средства. Сумма завышения составила 13 077 руб. В связи с этим бухгалтер подал уточненную декларацию по транспортному налогу за предыдущий год, отразив в ней уменьшенную сумму налога.
На момент подачи уточненной декларации недоимок по налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет. Поэтому переплату по транспортному налогу было решено вернуть на счет организации. Бухгалтер составил заявление на возврат переплаты.
Налоговая инспекция вернула переплату в мае текущего года. Поскольку задержка была обусловлена камеральной проверкой уточненной декларации, проценты на сумму переплаты не начислялись.
Ситуация: может ли налоговая инспекция отказаться платить проценты, если она не вернула переплату вовремя из-за недостатка средств в бюджете?
Нет, не может.
Раз организация подала заявление на возврат, то в течение месяца после этого инспекция обязана его исполнить (п. 6 ст. 78 НК РФ). А если она вернет переплату позже срока, то организация вправе получить проценты (п. 10 ст. 78 НК РФ). Каких-либо дополнительных условий для начисления такой компенсации в законодательстве нет.
Поэтому факт того, что в бюджете не было средств для выплаты процентов, – не может быть причиной для отказа.
Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в письме от 1 августа 2007 г. № 03-02-07/2-136.
Ситуация: может ли налоговая инспекция зачесть проценты, которые должна перечислить организации за поздний возврат переплаты, в счет будущих платежей по налогам (сборам)?
Нет, не может.
В законодательстве лишь предусмотрено, что инспекция должна выплатить проценты, если возвращает переплату позже срока (п. 10 ст. 78 НК РФ). То есть позже одного месяца со дня, когда она получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).
О возможности зачитывать проценты в счет уплаты налогов или сборов в законодательстве не говорится (письмо Минфина России от 26 мая 2006 г. № 03-02-07/1-132). Поэтому налоговая инспекция должна возвратить всю сумму процентов на расчетный (лицевой) счет организации (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Излишне взысканные налоги
Если с организации была излишне взыскана сумма налога, пеней или штрафа, то ее можно вернуть. Правда, если у организации есть недоимка по налогам и сборам, то сначала инспекция направит излишне взысканные суммы на погашение недоимки. А оставшуюся сумму вернет организации. Об этом сказано в пункте 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
Для возврата сумм нужно подать в инспекцию заявление.
Заявление можно направить:
Срок подачи заявления – в течение одного месяца со дня, когда организация узнала об излишнем взыскании. Если этот срок пропущен, то взыскать переплату можно только через суд. Обратиться в суд с исковым заявлением организация может в течение трех лет. Такие правила установлены пунктами 2 и 3 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
Если налоговая инспекция самостоятельно обнаружит излишне взысканные суммы, то в течение 10 дней она обязана известить об этом организацию (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Ситуация: может ли налоговая инспекция погасить задолженность по пеням, используя для этого излишне взысканные суммы налога? Организация не давала согласие на такой зачет, а срок принудительного взыскания пеней истек.
Нет, не может.
Организация может вернуть излишне взысканную сумму налога. Но если у нее есть недоимка по пеням, то прежде налоговая инспекция может зачесть переплату (полностью или частично) в счет погашения этой недоимки. При этом инспекторы будут руководствоваться статьей 78 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений пункта 1 статьи 79 Налогового кодекса РФ.
В данной ситуации зачет без согласия организации означает принудительное взыскание недоимки по пеням. Однако инспекция вправе взыскать пени только в определенные сроки и не позднее. А именно в течение двух месяцев с момента истечения срока для уплаты пеней по требованию инспекции.
Если двухмесячный срок пропущен, инспекция может обратиться в арбитражный суд. Для подачи иска в суд тоже есть временные ограничения – не позднее шести месяцев после истечения срока для уплаты недоимки.
Шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд (если инспекция не пропустила срок по уважительным причинам) является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению. Это следует из положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ.
По истечении пресекательного срока инспекция больше не вправе взыскать пени принудительно.
Если срок принудительного взыскания пеней истек, налоговая инспекция не вправе погашать недоимку по пеням ни за счет денежных средств (имущества) организации, ни за счет излишне взысканных (уплаченных) налогов.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-511 и пункте 3 определения Конституционного суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П. Такой же позиции придерживаются арбитражные суды (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г.
№ 5274/06, определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. № 12563/08, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июля 2008 г. № Ф04-3949/2008(7400-А81-26), Московского округа от 26 мая 2009 г. № КА-А40/4480-09, Волго-Вятского округа от 26 мая 2008 г. № А29-6029/2007, Восточно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г. № А78-6810/07-Ф02-2068/2008).
Источник: http://NalogObzor.info/publ/obshhie_voprosi_nalogooblozhenija/kak_vernut_zachest_pereplatu_po_nalogam_penjam_shtrafam/34-1-0-2367