Как гражданин может обратиться в органы власти?

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

  • Заявления.
  • Предложения.
  • Жалобы.

Порядок обращения

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Порядок рассмотрения

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно.

При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения.

Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан.

В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Компетенция различных госорганов

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа. Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения. Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление.

При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов.

В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей.

Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой.

Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

Источник: https://myjus.ru/konstitucionnoe-pravo/obrashhenie-grazhdan-v-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

Обращение в органы власти

Как гражданин может обратиться в органы власти?

  • Современное российское законодательство среди форм участия населения в управлении делами государства предусматривает такую форму непосредственной демократии как возможность направления гражданами обращений в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Получение своевременных и квалифицированных ответов на обращения, необходимость эффективного оказания должностными лицами государственных и муниципальных услуг зависит от существования надлежащих механизмов правового регулирования подачи и оформления обращений граждан в органы власти, от качества законотворческой деятельности и документооборота в органах власти.
  • Однако не все знают, как правильно обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • В этой связи, хотелось бы обратить внимание заинтересованных лиц на некоторые рекомендации.

Сразу оговорюсь, что я не являюсь их автором. Когда-то я наткнулся на них в сети Интернет (к сожалению, даже не запомнил, на каком ресурсе). Однако я думаю, авторы этих рекомендация не будут ко мне в претензии, так как они изначально предназначали их для распространения в широких массах для ликвидации юридической безграмотности населения. Чем я, кстати, и занимаюсь в этой публикации.

Итак, назовем эти рекомендации «Как правильно обратиться в органы власти» и приведем их дословно.

  • Прежде, чем вы обратитесь в орган власти или организацию, четко определите для себя, чего вы хотите от них добиться и какую информацию получить. Выясните, относится ли Ваш вопрос к компетенции соответствующего органа власти или организации. В противном случае спустя месяц Вы рискуете получить ответ о том, что обратились не по адресу. Чтобы узнать, имеет ли соответствующий орган власти или организация сведения и/или документы, содержащие нужную Вам информацию или источник, из которых эта информация может быть взята, Вы можете уточнить в приемной (канцелярии) соответствующего органа власти или организации, на ее сайте в Интернете, если таковой имеется, или на официальном сайте администрации области.
  • Обращайтесь в органы власти и организации только письменно. Ваше устное обращение не будет считаться официальным и нигде не будет зафиксировано. Так и устный ответ любого должностного лица не имеет статус официального и никого ни к чему не обязывает. На Ваше письменное же обращение (запрос) соответствующее должностное лицо должно будет дать ответ в письменном виде. Чтобы обратиться в соответствующий орган власти или организацию письменно, Вам надо узнать их точный адрес, должность, фамилию, имя и отчество руководителя, телефоны приемной (канцелярии), место и часы приема корреспонденции.
  • Начинайте свое обращение (запрос) к органу власти с указания наименования и адреса органа власти и организации, в которые вы обращаетесь (желательно, но не обязательно указывать должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, которому адресовано обращение). Не забудьте указать свою фамилию, имя и отчество, а также адрес с индексом, по которому следует отправить Вам ответ, и свой телефон. В противном случае ответа Вы не получите.
  • Желательно, чтобы ваше обращение (запрос) не превышало размера одной страницы. Старайтесь излагать свои мысли предельно четко, не поддавайтесь эмоциям, избегайте оценочных и оскорбительных суждений. Не стоит оскорблять тех, кого собираетесь о чем-то просить, даже если они этого заслуживают. Будьте максимально кратки и конкретны в своей жалобе или просьбе. Главное, что соответствующее должностное лицо должно понять из Вашего обращения (запроса) — это то, что именно у него просят и почему обращаются именно в этот орган власти или организацию. Лучше всего, если Ваше обращение будет напечатано на компьютере или пишущей машинке. Если нет возможности напечатать текст, то написан он должен быть разборчивым почерком. Составляйте обращение (запрос) обязательно в двух экземплярах. Один всегда оставляйте себе.

Как гражданин может обратиться в органы власти?

  • Заканчивайте свое обращение (запрос) к органу власти указанием числа, месяца и года подачи обращения. Не забудьте оставить на нем свою подпись.
  • Попытайтесь отдать свое обращение (запрос) через приемную (канцелярию) соответствующего органа власти или организации. Всегда сохраняйте у себя копию своего обращения (запроса). При этом проконтролируйте, чтобы при приеме обращения (запроса) на документе, который Вы оставите у себя, секретарь (сотрудник канцелярии) поставил дату приема обращения, входящий номер, подпись лица, принявшего обращение. Вы имеете право настаивать на том, чтобы документ, который Вы оставите у себя, был с соответствующими отметками.
  • Если в органе власти или организации отказываются принять ваше обращение (запрос), вы имеете право настаивать на том, чтобы тот, кто оказывает в принятии обращения (запроса) указал на нем причины отказа, свою должность, фамилию, имя и отчество. Если Вам отказывают и в этом, Вы можете написать жалобу на этого сотрудника его вышестоящему начальнику или даже жалобу в прокуратуру или, как минимум, пригрозите этим. Независимо от причины отказа в принятии Вашего обращения отправляйте письмо по почте заказным письмом с уведомлением, чтобы впоследствии подтвердить факт его направления. Не забудьте и в этом случае оставить себе копию своего обращения (запроса). Кроме того, свое обращение (запрос) дополните тем, что при личном обращении в приемную (канцелярию) Вам отказали в его принятии. Если возможно, укажите, когда это произошло, и кто именно не принял обращение (запрос).
  • Если в органе власти или организации приняли ваше обращение (запрос). То выясните, куда, какому сотруднику оно будет направлено для рассмотрения и исполнения, как к нему попасть на прием или позвонить. Нелишним будет также узнать фамилию, имя, отчество и телефон вышестоящего должностного лица этого сотрудника. Через несколько дней позвоните по указанному Вам номеру телефона и узнайте, в течение какого времени можно ожидать ответ. Все это важно для личного контроля за исполнением Вашего обращения (запроса). В случае возникновения каких-либо проблем с получением ответа на обращение (запрос) Вам следует обратиться к вышестоящим должностным лицам органа власти или организации.
  • Для рассмотрения вашего обращения (запроса) и направления на него ответа существуют определенные сроки. Общий срок для рассмотрения и направления ответа органом власти или организацией на любое обращение (запрос) — 30 дней, а по вопросам, не требующим дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней.
  • Если запрашиваемая в вашем обращении (запросе) информация не может быть представлена, то орган власти или организация должны известить вас об этом с указанием причин невозможности предоставления информации. Вы имеете право настаивать на получении письменного извещения об этом.
  • Если вы считаете, что в предоставлении информации орган власти или организация вам отказали в результате недобросовестного отношения к исполнению обязанностей, превышения служебных полномочий или неуважения к нормам законодательства, вы имеете право обратиться с жалобой на такой отказ. Жалобу Вы можете подать в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и лица, действия которых обжалуются. Если Вы не знаете или не можете установить конкретных должностных лиц, которые отказали в предоставлении информации, то жалобу следует подать на имя руководителя органа власти или организации, в непосредственном ведении которого находится сфера деятельности по обжалуемому вопросу. Для подачи жалобы воспользуйтесь этими же рекомендациями. Кроме того, соответствующую жалобу Вы можете подать в прокуратуру.
Читайте также:  Что делать, если не пришло уведомление на уплату налога?

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Несомненный интерес применительно к рассматриваемой теме представляет еще одна брошюра, подготовленная Новосибирской городской общественной организацией «В будущее вместе». Она называется «Как защитить свои права и интересы: об обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления».

В брошюре рассмотрены такие вопросы, как:

  • гарантии при рассмотрении обращений граждан;
  • современное состояние законодательства об обращениях граждан в органы власти;
  • формы обращений граждан в органы власти;
  • требования к порядку оформления обращений граждан;
  • порядок рассмотрения обращений граждан;
  • обращение граждан в органы прокуратуры;
  • судебные и административные жалобы;
  • сроки рассмотрения обращений граждан;
  • обжалование ненормативных актов, неправомерных решений, действий (бездействий) органов власти:
  • действия (решения), которые могут быть обжалованы в суд.

Рекомендации «Как правильно обратиться в органы власти» и «Как защитить свои права и интересы: об обращениях граждан в органы государственной власти и местного самоуправления» можно скачать, получив к ним доступ на странице «Библиотека».

Источник: https://advokatsidorov.ru/obrashhenie-v-organy-vlasti.html

Как гражданин может обратиться в органы власти?

Все мы время от времени сталкиваемся с ситуациями, в которых необходима помощь государственных органов.

Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, в государственные и муниципальные учреждения и их должностным лицам.

Кроме того, граждане вправе обращаться к Президенту РФ как к главе государства и в Администрацию Президента РФ. Как правильно обратиться в органы власти, чтобы гарантированно получить ответ и решить свою проблему? Читайте в нашем материале.

Формы, виды обращений и требования к ним

Обращения граждан могут быть в устной, письменной форме, а также в форме электронного документа. В двух последних случаях гражданин должен указать наименование органа или ФИО и должность лица, к которому обращается, свои ФИО и почтовый адрес для ответа (либо электронную почту), суть предложения, заявления или жалобы. Также необходимо проставить личную подпись и дату.

Если нужно подтвердить свои доводы, к обращению прикладываются документы либо их копии.

По общему правилу письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Однако если, например, к их компетенции не относится решение вопросов, поставленных в обращении, такое обращение в течение семи дней со дня регистрации переадресуется.

Рассмотрение обращений граждан, в том числе анонимных

Любое обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

Обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта РФ и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства РФ в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня его регистрации.

В отдельных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением об этом обратившегося лица.

Когда гражданин не получит письменный ответ от госоргана:

  •  если обращение касается обжалования судебного решения, то оно возвращается гражданину в течение 7 дней со дня регистрации с разъяснением порядка обжалования судебного решения;
  • если в обращении содержатся оскорбления, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, то возможно оставление обращения без ответа сообщение о недопустимости злоупотребления правом;
  •  если текст письменного обращения не поддается прочтению, то в течение семи дней со дня его регистрации об этом сообщается гражданину, при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
  • если в обращении содержится вопрос, на который гражданину неоднократно давались письменные ответы по существу и обращение признано безосновательным;
  •  если ответ по существу не может быть дан без разглашения государственной тайны, то гражданину сообщается о невозможности предоставления в связи с этим ответа.
  • На анонимные обращения ответ не дается, но обращение направляется в соответствующие госорганы, если гражданин сообщает о противоправном деянии.
  • Порядок обращения в органы прокуратуры

В органы прокуратуры гражданин может написать обращение, содержащее сведения о нарушении законов. Такое обращение будет зарегистрировано в течение трех дней. В срок от 15 до 30 дней гражданин получит ответ, если предоставленных сведений будет достаточно для разрешения вопроса.

  1. Результатом обращения будет одно из решений прокуратуры: «удовлетворено» (в частности, при принятии мер к частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя);  «удовлетворено повторное обращение»; «отклонено», если требования заявителя признаны необоснованными; «разъяснено», если разъяснены вопросы правового характера, в том числе при отсутствии в обращении каких-либо просьб либо если к моменту рассмотрения обращения по нему уже принято решение компетентным органом; «принято иное решение», если, например, обращение оставлено без разрешения, возвращено заявителю; «направлено» — в случае направления обращения для разрешения в другие прокуратуру, ведомство или соответствующую организацию.

Источник: https://zemser.ru/news/kak-grazhdanin-mozhet-obratitsya-v-organy-vlasti

Право граждан на обращение в органы власти

Какими законодательными актами предусмотрено право гражданина на обращение в органы власти?

Статья 33 Конституции РФ гарантирует гражданам России право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения в этой сфере регулируются Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

Одновременно со вступлением в силу Федерального закона прекратил свое действие на территории России Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.

«О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Федеральный закон устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан не только государственными органами, но и органами местного самоуправления. На это указывает также новая редакция ст. 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [ Российская газета, 2006, 6 декабря ].

Федеральный закон не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Речь идет о рассмотрении обращений граждан в Конституционном Суде РФ, правоохранительных органах, судах общей юрисдикции, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и др.

Что понимается под обращением гражданина? В чем отличие жалобы от заявления?

  • Под обращением гражданина в рамках данного Федерального закона понимаются направленные в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение в указанные органы.
  • Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности госорганов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.
  • Заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
  • Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
  • Должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в госоргане или органе местного самоуправления.

Какими правами наделен гражданин, обратившийся во властные структуры?

  1. При рассмотрении обращения гражданин имеет право: 1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании; 2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, например, врачебную тайну; 3) получать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в обращении, уведомление о переадресации письменного обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов; 4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке; 5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
  2. Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.
  3. Если же гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения, могут быть с него взысканы по решению суда.
Читайте также:  Выбор страховой компании для заключения договора ОСАГО

Каковы требования к письменному обращению гражданина?

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот орган или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к нему документы и материалы либо их копии.

В обращении гражданин в обязательном порядке указывает наименование органа либо фамилию, имя, отчество должностного лица или его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, ставит подпись и дату.

Какова процедура регистрации и рассмотрения обращения?

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления. Если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных органов или должностных лиц, то оно направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий компетентный орган (должностному лицу) с уведомлением гражданина о переадресации его обращения.

В случае, если решение поставленных в обращении вопросов относится к компетенции нескольких органов или должностных лиц, в их адрес в течение 7 дней направляются копии обращения.

Органы (должностные лица), переадресовавшие обращение, в случае необходимости могут (но не обязаны) запросить у органов (должностных лиц), которым оно было переадресовано, документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Направлять жалобу на рассмотрение в орган (должностному лицу), решение или действие (бездействие) которых обжалуется гражданином, запрещается.

Если же в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующее решение или действие в суд.

Госорган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, а также с выездом на место; принимает меры по восстановлению или защите нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. Указанные органы и должностные лица вправе запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других госорганах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и предварительного следствия. В течение 15 дней после получения запроса требуемые документы (материалы) должны быть предоставлены, за исключением тех, в которых содержатся сведения, составляющие охраняемую федеральным законом тайну и для которых установлен особый порядок предоставления. К таким сведениям относится и информация, содержащая врачебную тайну.

Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления указанных выше запросов в другие органы срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина.

Будет ли считаться разглашением врачебной тайны переадресация в другой властный орган обращения гражданина, содержащего информацию о состоянии его психического здоровья?

Согласно Федеральному закону разглашение содержащихся в обращении сведений, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина [ Представляется важной в этой связи норма, содержащаяся в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, введенной в действие приказом Судебного департамента от 23 декабря 1998 г. № 112 (в ред. приказов от 5 июня 2001 г. № 94 и 5 мая 2004 г. № 54). Согласно п. 2.15 конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным лицам при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред им, если они могут повлечь ущемление чести и достоинства граждан (Российская газета, 2004, 19 октября). ] без его согласия не допускается. Не считается, однако, разглашением направление обращения в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Отсюда следует, что письмо гражданина, включая присланные им документы, содержащие сведения об оказании ему психиатрической помощи, диагнозе заболевания, результатах обследования и т.д., могут быть без согласия гражданина направлены в компетентные органы по решению той инстанции, куда обратился гражданин.

Установлены ли какие-либо особенности для рассмотрения обращений граждан, страдающих психическими расстройствами?

ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не устанавливает каких-либо ограничений или особых условий для рассмотрения в органах власти обращения гражданина, содержание которого может свидетельствовать о наличии у него психического расстройства.

Ответ на обращение не дается [ Ответ не дается также на анонимное обращение.Без ответа по существу вопроса может быть оставлено обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица или членов его семьи.

При этом гражданину может быть сообщено о недопустимости злоупотребления правом.

По обращению, содержащему вопрос, на который гражданину уже многократно давались письменные ответы по существу, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу.

Гражданин уведомляется о данном решении. В случае, если ответ не может быть дан без разглашения сведений, составляющих охраняемую федеральным законом тайну, гражданину сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного им вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452, в качестве основания для отказа в рассмотрении Интернет-обращения предусматривает также «некорректность содержания электронного сообщения» (Российская газета, 2005, 5 августа). в случае, если его текст не поддается прочтению. О данном решении гражданин подлежит уведомлению, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Понятно, что имеется в виду обращение, текст которого не виден, слова не различимы вследствие различных причин (текст залит жидкостью, выцвел, написан крайне неразборчивым почерком, некачественным пишущим средством и т.п.).

Федеральный закон не регламентирует случаи, когда текст обращения читабелен, однако лишен смысла (логики) [ Несмотря на отсутствие такой регламентации в указанном Федеральном законе, некоторые министерства «на свой страх и риск» устанавливают ее в своих подзаконных актов.

Так, разработанная в соответствии с указанным Федеральным законом Инструкция по работе с обращениями граждан в системе МВД России, утвержденная приказом МВД России от 22 сентября 2006 г.

(Российская газета, 2006, 23 ноября) вводит понятия: «обращения, некорректные по содержанию» (в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения) и «обращения, некорректные по изложению», т.е. лишенные логики и смысла, а также текст которых не поддается прочтению (п. 45). По таким обращениям подразделения системы МВД России принимают решение не проводить проверку (п. 49.4). По обращению, некорректному по изложению, автору направляется мотивированный ответ об оставлении его обращения без рассмотрения, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению (п. 87). Хранение материалов по обращениям, некорректным по изложению, допускается в отдельных томах накопительных дел (п. 97). ], т.е. не поддается истолкованию, что, как правило, свидетельствует о болезненном психическом состоянии заявителя. Такие случаи не являются редкостью в практике решения обращений граждан. Фактически рассмотреть такое письмо и дать на него ответ при неясности существа вопроса по понятным причинам не представляется возможным.

Для оставления же его без ответа отсутствуют законные основания. В таких случаях можно рекомендовать уведомить гражданина о невозможности разрешения его обращения в силу неясности существа вопроса [ На этот счет у органов прокуратуры другая, более жесткая позиция.

Они могут оставить обращение без разрешения и даже уведомления об этом заявителя, если «обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события» (см.

Инструкцию о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденную приказом Генерального прокурора РФ от 15 января 2003 г. № 3 (в ред. приказа от 16 марта 2006 г. № 13). Такой подход вызывает вопросы, в частности, в отношении упомянутого «документа». Решение об оставлении без разрешения жалобы или другого обращения принимается начальником управления, отдела (на правах управления), старшим помощником прокурора субъекта РФ, прокурором города, района, военным или специализированным прокурором по рапорту исполнителя. ].

Если же обращения от лица с явно просматривающимися особенностями личности поддаются прочтению и истолкованию, однако вновь и вновь касаются одного и того же вопроса, на который ему ранее были даны исчерпывающие ответы тем же самым органом или должностным лицом, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, органы власти, руководствуясь ч. 5 ст. 11 Федерального закона, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, письменно уведомив его об этом.

В любом случае оставление письма без реагирования либо отказ лицу в переписке лишь на том основании, что лицо, как выяснилось в ходе рассмотрения его письма, состоит под диспансерным наблюдением, означает нарушение ст. 19 и 33 Конституции РФ, а также ч. 3 ст. 5 Закона о психиатрической помощи, не допускающей ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическим расстройством, только на основании психиатрического диагноза и факта нахождения под диспансерным наблюдением.

Каков порядок личного приема граждан?

Гражданин может обратиться в органы власти не только с письменным, но и с устным сообщением, для чего Федеральным законом предусмотрен личный прием граждан, который проводится руководителями указанных органов и уполномоченными на то лицами (ст. 13). Информация о днях, часах и о месте приема доводится до сведения граждан.

Читайте также:  Заявление на возврат денег за авиабилет. образец и бланк 2020 года

При личном приеме гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения только в одном случае: если ему ранее дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Источник: http://test.npar.ru/pub/argreg/12.htm

Органы исполнительной власти: как обратиться потребителю

В случае возникновения ситуации, когда нарушены права человека как потребителя, гражданин вправе обратиться в органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Какова структура каждого из этих органов, куда лучше направить обращение?

Структура

Исполнительная власть – одна из трех ветвей государственной власти, осуществление которой организовано по нисходящему принципу, т.е. сверху вниз. Структура органов исполнительной власти регламентируется ст. ст. 110-117 Конституции РФ и выглядит так:

  • Правительство РФ;
  • федеральные министерства;
  • федеральные службы;
  • федеральные комитеты и иные ведомства.

Местное самоуправление организовано для обеспечения жизнедеятельности каждого субъекта на основе требований ст. ст. 130-133 Конституции РФ.

Руководство органами местного самоуправления осуществляют люди, которым путем проведения выборов граждане, живущие в данном населенном пункте, поручают эту миссию.

Местное управление может быть в городском или в сельском поселении.

Важно понимать, что органы местного самоуправления в государственную систему органов власти не входят и имеют такую структуру:

  1. глава городского округа;
  2. администрация;
  3. контрольный орган;
  4. дума.

Администрацией руководит глава, имеющий столько заместителей, сколько необходимо для обеспечения развития всех основных направлений, через департаменты или отделы – здравоохранения, строительства и архитектуры, образования, финансов, коммунального хозяйства и пр.

В каких случаях обращаться?

Взаимодействие граждан, ущемленных в своих правах как потребителей, с органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления регулируется ст. 40, ст. 44 ЗОЗПП РФ.

Обращаться можно в таких случаях:

  • продавец не принимает обратно товар без недостатков, не соглашается возвращать деньги или заменить на другой;
  • при покупке товара ненадлежащего качества отказано в замене, уценке, возврате денег и т.п.;
  • услуги оказаны не должного качества, не в полном объеме, с нарушением сроков;
  • работы по договору не выполнены, выполнены некачественно, не закончены и пр. ;
  • выявлены товары, несущие угрозу жизни или здоровью потребителей и т.д.

Случаи нарушения прав потребителей пока что случаются нередко и в различных сферах.

Если виновник не идет на контакт, не признает своей вины и не намерен разрешить конфликт, несмотря на предпринятые потребителем меры в виде переговоров, подачи заявлений и претензионного порядка, тогда можно попросить содействия у госорганов или в органах местного самоуправления.

Порядок обращения

Порядок обращения потребителей регламентируется Законом №59-ФЗ. В ст. 4 этого закона сказано, что обращением считаться может жалоба или заявление в устной (при личном присутствии на приеме у должностных лиц) или в письменной форме.

Во время приема граждан должностное лицо вносит в книгу регистрации данные посетителя, суть ущемления прав потребителя, сведения о нарушителе и пр., а при получении письменного обращения чиновники обязаны в течение 3-х дней зарегистрировать документ (п.2 ст.8 Закона №59-ФЗ).

С этого момента начинается отсчет срока рассмотрения бумаги, установленного ст. 12 Закона №59-ФЗ продолжительностью в 30 дней.

Важно, чтобы обращение поступило именно по адресу, т.е. в то учреждение, ведомство, которое компетентно в данной сфере и уполномочено решать подобные вопросы.

Ст. 9 Закона №59-ФЗ обязывает гос. органы, органы местного самоуправления или должностные лица рассматривать каждый входящий документ, содержащий обращение граждан.

В случае, когда обращение подано не туда, куда следует, т.е. в орган, который не компетентен в поднятой потребителем теме и не уполномочен решать такие вопросы, тогда обращение жалобщика может постигнуть такая участь:

  1. вернут подателю без рассмотрения;
  2. переадресуют туда, куда следует.

В обоих случаях разрешение конфликта затягивается, поэтому важно точно определиться с органом, ведающим интересующей потребителя темой.

Исполнительные гос. органы представлены по теме защиты прав потребителей Роспотребнадзором, а органы местного самоуправления – департаментами или отделами профильной направленности – торговли, здравоохранения, образования и пр.

Способ подачи обращения выбирается самим гражданином. Это может быть один из следующих методов:

  1. отправка почтой письма обычного или с уведомлением;
  2. передача в приемную лично;
  3. онлайн-отправка.

Все способы равнозначны по конечному результату.

Требования к содержанию и оформлению

Письменное обращение не имеет специального бланка, а требования к оформлению и содержанию определены ст. 7 Закона №59-ФЗ.

Документ должен быть написан грамотно, с понятным изложением сути нарушения прав потребителя, когда и где, каким образом это событие произошло.

Недопустимо применение ненормативного лексикона, оскорбительного тона и таких же выражений.

Обращение формируется следующим образом:

  • верху справа расположить наименование органа, куда направляется документ, а также адрес, или ФИО и должность должностного лица, ниже – ФИО и полные реквизиты заявителя;
  • по центру расположить полное название документа;
  • текстовая часть, в которой описать конфликтную ситуацию, упомянув наименование нарушителя прав потребителя (или ФИО ИП) и перечислив всю цепочку событий в хронологическом порядке;
  • далее сформулировать свои требования, пожелания – произвести проверку деятельности компании, восстановить нарушенное право и т.п.;
  • перечислить приложения и поставить подпись, дату.

Прилагать необходимо все документы, видео- и фотоматериалы, удостоверяющие факт нарушения ЗОЗПП РФ и доказывающие причастность обвиняемой в несоблюдении требований законодательства РФ компании, предприятия, ИП.

Это могут быть чеки, квитанции, товарно-транспортные накладные, договор и пр.

Когда гражданин предпринимал попытки разрешить спор подачей обидчику заявления, претензии, то копию такого документа и всей переписки (при наличии) также имеет смысл приложить к обращению.

Ближайшее отделение

Важно найти не только близко расположенное, но еще и территориально закрепленное за адресом проживания заявителя отделение.

Для этого можно воспользоваться:

  • услугами справочной службы;
  • интернетом;
  • звонком дежурному горисполкома, райисполкома, на горячую линию.

Главное, правильно определить адрес получателя обращения.

Обращение онлайн

В ст.7 Закона №59-ФЗ говорится, что подача онлайн-обращения возможна, но только при условии, что податель не забудет указать свои настоящие реквизиты, в противном случае документ не примут к рассмотрению.

Чтобы подать обращение онлайн, необходимо найти адрес электронной почты своего адресата или открыть страницу портала того органа, куда жалобщик намерен обратиться.

Источник: https://zakonsovet.com/zashhita-prav-potrebitelej/tovary/gosudarstvennaya-zashhita/ispolnitelnaya-vlast.html

Имею ли я право отправить обращение в государственные органы власти?

Несовершеннолетним требуется защита, в первую очередь, от жестокого обращения.Это необходимо, поскольку дети более беззащитны и беспомощны, чем взрослые, а потому чаще становятся жертвами несправедливости и насилия.

Именно жестокое обращение и насилие — самая древняя и прямая причина того, что несовершеннолетний остаётся без семьи.

Жестокое обращение с ребёнком заставляет его убегать из дома, попрошайничать на улицах, вести жизнь бездомного бродяги, продаваться за кусок хлеба.

Для защиты детей издано множество правовых документов. Самым значимым международным документом в рамках Организации Объединённых Наций является Конвенция о правах ребёнка (далее — Конвенция). Конвенция предусматривает обязательство государства защищать детей от жестокого обращения.

Государства-участники должны обеспечивать, «чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» (пункт «а» статьи 37).

Статьей 19 Конвенции установлена необходимость защиты прав ребёнка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими для несовершеннолетних могут быть насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

В Российской Федерации также делается всё возможное, чтобы несовершеннолетние граждане могли чувствовать себя защищёнными.

Согласно статье 56 Семейного кодекса Российской Федерации, ребёнок имеет право на защиту.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетнего гражданина осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, прокуратурой и судом.

При обращении в органы внутренних дел в течение семи дней со дня регистрации обращения может быть принято одно из следующих решений: о приёме к рассмотрению по существу или мотивированный отказ в принятии к рассмотрению.

Также в случае нарушения прав несовершеннолетнего или при наличии угрозы его жизни и здоровью, даже если такое нарушение было допущено сотрудниками и должностными лицами государственных органов (правоохранительных органов, органов социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и т.д. ), родители и любой человек, считающий нарушенными свои права, связанные с воспитанием детей, может обратиться к уполномоченному по правам ребёнка. Самая главная и важная функция уполномоченного по правам ребёнка — осуществление независимого контроля за соблюдением прав ребёнка.

Особенность уполномоченного по правам ребёнка заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей.

Уполномоченный по правам ребёнка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей где бы то ни было: в семье, школе, на улице или в колонии для несовершеннолетних правонарушителей.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Если угроза жизни или здоровью несовершеннолетнего возникла на территории иностранного государства, обращаться за помощью необходимо в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Согласно Административному регламенту по предоставлению государственной услуги по оказанию государственных информационно-консульских услуг, утверждённому приказом МИД России от 14 мая 2012 года № 7063, заявитель представляет в загранучреждение лично или с использованием средств почтовой, факсимильной, электронной связи обращение, содержащее перечень интересующих его вопросов, дату составления, подпись, контактные данные.

Источник: https://pravoved.ru/question/2060259/

Ссылка на основную публикацию