Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории рф?

Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории РФ?

  • Законодательством РФ предусмотрено такое понятие, как временное убежище  (политическое убежище).
  • Такое право предоставляется иностранцам и жителям без какого-либо гражданства, если на своей Родине они могут поддаваться репрессиям из-за политических или иных соображений.
  • Решение принимается непосредственно Президентом РФ от имени Российской Федерации с учетом интересов страны с соблюдением международных правил.

Какими законами регулируется предоставление статуса беженца?

Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории РФ?Каким законом регулируется

Получение политического убежища – это особое право гражданина, которое закрепляется в Конституции и в иных нормативных актах. Россия, как субъект международного права имеет полномочия, как предоставлять политическое убежище заявителям, так и отказать в этом.

Вопросы по предоставлению убежища регулируются в Конституции России (ст.63 и 89). В данных статьях указано:

  • российская сторона может предоставлять политическое убежище иностранцам и людям без гражданства на основании норм международного права;
  • Россия не выдает лиц другими государствам, если они преследуются по политическим мотивам и за иные действия, которые не признаны в РФ преступлениями.

Более детально вопросы по предоставлению убежища урегулированы в Указе Президента от 21.07.1997 года. В этом нормативном акте в основном акцентируется внимание на том, что предоставление убежища должно совпадать с интересами РФ. Порядок получения временного убежища регулируется и ФЗ «О беженцах» (ст.12).

Есть еще и государственные договоренности по предоставлению убежища на международном уровне, но они носят только декларативный (рекомендательный) характер.

Документы, необходимые для получения политического убежища

Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории РФ?Документы для получения политического убежища

Чтобы человек мог получить убежище в РФ, необходимо подать такие документы:

  • анкета специальной формы (бланк ходатайства), заполняется по специальному образцу. Здесь указываются данные (ФИО и иные сведения). С содержанием анкеты можно предварительно ознакомиться на сайте ФМС;
  • паспорт лица, которое просит предоставить убежище (оригинал и копии 2-х первых страниц), а также копии всех остальных заполненных страниц;
  • диплом об образовании (если есть);
  • если есть трудовая книжка, ее тоже подают;
  • если прошение подается и на детей заявителя, предоставляется свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если имеется);
  • 4 фотографии;
  • копия миграционной карты;
  • уведомление о прибытии;
  • специальное заявление, где указываются причины, по которым человек просит предоставить убежище.

Образцы документов

Какой порядок действий при получении убежища в РФ

Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории РФ?Порядок действий

Решение о предоставлении временного убежища предоставляется органом миграционной службы. Перед тем, как подать документы, заявителю нужно пройти медицинское освидетельствование  и получить медицинский сертификат.

Временное убежище может выдаваться на срок до одного года. После окончания срока человек может снова подать прошение на получение убежища.

Выдача разрешения на предоставление убежища подается только после того, как будут подтверждены причины для получения такого статуса. То есть такой статус предоставляется лишь в случае, если есть основания полагать, что в своей стране иностранец может подвергаться преследованиям за политическую деятельность или за иные  убеждения.

Личности, которые получили временное убежище, получают ряд преимуществ:

  • разрешено пользоваться жилым помещением по договору найма;
  • помощь при выезде за пределы России;
  • имеют право работать, не получая специального разрешения;
  • иные права.

После получения свидетельства о предоставлении временного убежища, лицо (и его семья) при изменении своих данных (например, изменение фамилии, состава семьи, приобретения гражданства и т.д.) должны обратиться в ФМС по месту пребывания.

В течение недельного срока они обязуются уведомлять ФМС также в случае смены места проживания. Получив свидетельство об убежище, национальный паспорт беженца передают на хранение в территориальный орган исполнительной власти.

Внимание

Лица, получившие такой статус, имеют гарантию, что их не передадут без их согласия на территорию их родного государства. При получении временного убежища такое лицо не имеет права на получение единовременного пособия (в отличие от беженцев).

Кому убежище не предоставляется?

Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории РФ?Кому не может быть предоставлено убежище

В каждом конкретном случае вопрос о предоставлении убежища решается индивидуально. Даже если заявителю будет дан отказ, он имеет право оспорить такое решение в судебной инстанции.

Чаще всего человеку будет отказано в предоставлении убежища, если:

  • поданы ложные или фальшивые документы;
  • человек совершил на территории России уголовно наказуемое преступление;
  • основания, которые человек указал при подаче заявления о предоставлении убежища, не были подтверждены;
  • иные основания.

Лица, которые уже получили убежище, могут его утратить по таким причинам:

  • если обстоятельства, которые послужили основанием для предоставления убежища, отпали;
  • иностранец приобрел гражданство РФ, право на постоянное проживание в России или гражданство иного государства;
  • он выехал с территории России.

Инфо

После того, как свидетельство о временном убежище аннулируют, в течение месяца лицо должно покинуть Россию.

Чем отличается убежище от статуса беженца?

Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории РФ?Чем отличается убежище и статус беженца

В ФЗ «О беженцах» указано, что получить временное убежище можно в случае, если человек имеет основания быть признанным беженцем, но он решает попросить не о статусе беженца, а именно о временном убежище.

Но бывает и так, что человеку не положен статус беженца, но его не выдворяют из России из гуманных побуждений. В такой ситуации убежище — это своеобразный «гуманитарный статус» или высылка с отложенным сроком.

Но можно пойти и иным путем и сразу обратится за оформлением статуса беженца. Для получения такого статуса иностранец может обратиться в такие учреждения:

  • дипломатическое представительство или консульства РФ (если человек еще не прибыл в Россию);
  • в пограничный орган при пересечении границы;
  • в ФМС по месту пребывания.

Ходатайство рассматривают предварительно в течение 5 дней, а по существу оно может еще рассматриваться 3 месяца. В некоторых случаях этот срок может быть продлен еще на три месяца. При положительном решении, человеку выдается удостоверение беженца.

Полезный совет!

Предоставление временного убежища и признание человек беженцем – это два различных статуса.

Все те, кто получают временное убежище,  не имеют возможности оформить гражданство по упрощенной схеме, не имеют права на получение пособий, которые получают беженцы.

Беженцам также предоставляются более широкие права в сфере медицинского обслуживания, профессиональной деятельности, социальной защиты. Чтобы беженец мог выезжать за границу, ему выдается специальный проездной билет.

Еще одна важная отличительная черта между предоставлением убежища и статусом беженца — срок свидетельства. Если свидетельство о предоставлении убежища действует 1 год, то свидетельство беженца не имеет срока годности. Но каждые полтора года беженец обязан проходить переучет.

(Visited 10 900 times, 1 visits today)

Об авторе

(1

Источник: https://Grajdanstvo-Ru.ru/kak-poluchit-ubezhishhe-v-rf.html

Порядок трудоустройства иностранных граждан, получивших временное убежище или статус беженца на территории Российской Федерации

Здравствуйте, коллеги!

Давно ничего не публиковала по теме трудовой миграции. Тем не менее, вопросов как у наших клиентов, так и у других работодателей, привлекающих иностранный персонал, все равно много.

  • На данный момент остаются актуальными вопросы оформления граждан Украины покинувших страну в экстренном порядке и оформивших в России временное убежище.
  • Нам часто задают вопросы:
  • — должно ли быть у беженцев разрешение на работу?
  • — можно ли брать на работу гражданина Украины со справкой о том, что его документы приняты для оформления временного убежища,
  • — можно ли брать на работу украинца со свидетельством о предоставлении временного убежища на работу в Москву, если свидетельство было выдано в Красноярске?
  • — нужно ли уведомлять органы ФМС и ЦЗН о том, что взяли на работу работников с таким статусом?
  • Эксперты ГК ОСТ объединили эти вопросы и подготовили разъяснение, которое я предлагаю для ознакомления.

Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории РФ?

Отношения между иностранными гражданами и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Далее – Закон).

Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях регламентированы ст. 13 Закона.

Пунктом 4 статьи 13 Закона установлен общий принцип привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России – наличие разрешительных документов у работника (разрешения на работу) и работодателя (разрешение на привлечение и использование иностранных работников – в случае трудоустройства иностранных граждан из государств с визовым режимом въезда в Российскую Федерацию, не являющихся высококвалифицированными специалистами).

Вместе с тем, подпунктами с 1 по 12 пункта 4 статьи 13 Закона установлены категории иностранных граждан, для привлечения которых работодателю (или заказчику работ/услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а самим иностранцам – разрешение на работу.

Федеральным законом от 05.05.2014г.

№ 127-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»»[1] в данный перечень включены иностранные граждане, признанные беженцами на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их статуса беженца), а также получившие временное убежище на территории Российской Федерации (до утраты ими или лишения их временного убежища).

Таким образом, иностранцам, получившим тот или иной статус из указанных выше для трудоустройства на территории Российской Федерации не требуется получать разрешение на работу, а их работодателю (в случае, если заключается трудовой договор) или заказчику работ/услуг[2] (в случае, если заключается гражданско-правовой договор на выполнение работ/оказание услуг) не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников[3].

Вместе с тем, необходимо учитывать, что правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается соответствующим документом:

Так, лицу, признанному беженцем достигшему возраста восемнадцати лет, органами ФМС России выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство (см. картинку). Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

  1. При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища,документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган ФМС России, выдавший соответствующий документ[4].
  2. При этом, в соответствии с действующим законодательством, как удостоверение беженца, так исвидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев[5].
  3. Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре[6].
  4. Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса[7].
  5. Однако, и беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного, налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

В частности, законодательством Российской Федерации в сфере миграции установлена обязанность по уведомлению соответствующих органов власти о привлечении и использовании иностранных работников[8]. Причем за нарушение порядка и формы уведомления Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность[9].

Читайте также:  Основания для отказа в выдаче загранпаспорта

Чтобы понять необходимость направления уведомления необходимо обратиться к тексту Закона, предварительно разделив интересующую нас группу иностранцев на въехавших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы – «визовиков» и въехавших в порядке, не требующем получения визы – «безвизовиков».

Дело в том, что порядок привлечения иностранцев — «безвизовиков» регулируется статьей 13.1 Закона, в то время как обязанности работодателя при привлечении «визовых» иностранцев установлены статьей 18 Закона.

Так, в случае заключения договора с «безвизовиками» работодатель обязан уведомлять органы ФМС и занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Однако, пункт 9 статьи 13.

1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется.

Соответствующая позиция приведена, в том числе, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 23 сентября 2011г. № 18-АД11-15.

До настоящего времени открытым остается вопрос о необходимости уведомления налогового органа о привлечении безвизовых иностранцев. Так, в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г., Письме ФНС России от 14 февраля 2008г.

№ ШС-6-3/102@ «Об уведомлении налогового органа о привлечении и использовании иностранных работников» указывается на необходимость уведомления налогового органа о привлечении иностранных работников вне зависимости от того, в каком порядке – визовом или безвизовом – они въехали в Россию.

В то время, как Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС от 2 февраля 2010г. № 11773/09 указывает на отсутствие такой необходимости в отношении иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

В связи с изложенным, во избежание возможного привлечения к административной ответственности следует рекомендовать работодателям все же уведомлять налоговый орган о привлечении «безвизовых» иностранцев, получивших временное убежище или статус беженца в Российской Федерации.

Что касается вопроса уведомления о привлечении таких иностранцев, въехавших в Россию в визовом порядке, то он также является открытым.

Прежде всего, следует принимать во внимание, что действующее законодательство обязывает уведомлять о трудоустройстве «визовых» иностранцев лишь налоговый орган[10].

Времена уведомления органов занятости населения и инспекции труда «канули в лету» в 2010г[11].

  • В настоящее же время обязанность уведомления налогового органа прописана в статье 18 Закона, которая звучит как «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности» и априори регулирует порядок привлечения иностранных работников – «визовиков», предполагающий совершение работодателем определенных действий – получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, приглашения на въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, получение иностранному гражданину разрешения на работу.
  • В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 18 Закона данная обязанность установлена для работодателей, пригласивших иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключивших с иностранным работником в Российской Федерации новый договор (трудовой или гражданско-правовой)[12].
  • Таким образом, Закон устанавливает обязанность по уведомлению налогового органа для работодателей, привлекающих «визовых» иностранцев по общей схеме, предполагающей получение разрешительных документов, каковые для беженцев и лиц, получивших временное убежище, не требуются.
  • Вместе с тем, ввиду отсутствия судебной практики и разъяснений со стороны ФНС и ФМС России следует исходить из необходимости уведомления налогового органа о трудоустройстве данной категории иностранцев, прибывших в Россию в порядке, требующем получения визы.

Что касается вопроса налогообложения – 8 октября 2014г. в Российской газете опубликован Федеральный закон от 4 октября 2014 г. N 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон).

Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации в части уменьшения ставки налога на доходы физических лиц, полученных от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.

При этом действие указанной нормы (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Таким образом, при трудоустройстве иностранных граждан, имеющих удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища, их следует рассматривать как налоговых резидентов РФ. В названой части Закон вступил в силу с 8 октября 2014г.

  1. В вопросе уплаты страховых взносов следует исходить из следующего:
  2. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
  3. Обязанность по уплате страховых взносов возникает у работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу застрахованных лиц, признанных таковыми федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Так, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006г.

№ 255-ФЗ Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из числа иностранных граждан подлежат лишь постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, то есть иностранцы, имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание. Поскольку беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не обладают указанным статусом, они не подлежат названному виду обязательного социального страхования. Соответственно, у работодателя не возникает обязанности по уплате страховых взносов в ФСС.

В вопросах уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование следует учитывать, что согласно пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001г.

№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами из числа иностранных граждан признаются постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, в случае заключения с беженцем либо лицом, которому предоставлено временное убежище, трудового договора сроком более чем на полгода, у работодателя возникает обязанность по уплате (перечислению) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных лиц.

Что касается уплаты страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, то:

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г.

№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и положений подпункта 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются беженцы,

— в совокупности положений статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г.

№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001г.

N 274, подпункта 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации признаются лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации.

Соответственно у работодателя возникает обязанность по уплате страховых взносов в ФФОМС.

____________________________________________________________________________

[1] Вступил в силу с 16.05.2014г.

[2] Далее по тексту — работодатель

[3] Из этого следует, что беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, не могут претендовать на получение статуса иностранных высококвалифицированных специалистов и соответственно воспользоваться предоставляемым этим статусом преференциями, поскольку статус ВКС подтверждается получением соответствующего разрешения на работу, от чего они освобождены в силу закона.

[4] Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

[5] Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274 соответственно.

[6] В соответствии с положениями ст. 57 Трудового Кодекса.

[7] Статья 11 Трудового Кодекса.

[8] Пункт 9 статьи 13.1, пункт 13 статьи 13.2, подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

[9] Части 3-5 ст. 18.15 КоАП РФ.

[10] Подпункт 4 пункта 8 статьи 18 Закона.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 № 925 «О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006г. № 681».

[12] В законе говорится именно о новом договоре с тем же иностранным работником, но не о первичном оформлении с ним трудовых отношений.

[13] Как, например, в отношении иностранных высококвалифицированных специалистов или участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, для которых налоговая ставка установлена в размере 13% вне зависимости от фактического времени нахождения иностранца на территории России.

Материал подготовил: Володин Евгений Владимирович (www.ostltd.ru).

Источник: https://HR.SuperJob.ru/trudovaya-migraciya/poryadok-trudoustrojstva-inostrannyh-grazhdan-poluchivshih-vremennoe-ubezhische-ili-status-bezhenca-na-territorii-rossijskoj-federacii-1487/

Временное убежище в РФ

Предоставление Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее в статье – иностранные граждане) временного убежища, т. е. права временного пребывания на своей территории, является одним из способов или путей предоставления убежища в широком смысле, наряду с признанием их беженцами и предоставлением им политического убежища.

Поэтому следует различать следующие юридические понятия «предоставление временного убежища в РФ», «признание беженцем», «предоставление политического убежища в России».

В настоящее время именно процедура получения временного убежища на территории РФ приобрела особую актуальность, а информация о ней является весьма востребованной на практике.

Какие гарантии имеет лицо, получившее временное убежище на территории РФ?

В данной статье мы рассмотрим круг лиц, имеющих право на получение временного убежища в РФ, порядок его получения, установленные российским законодательством сроки принятия решений, права, которые приобретает человек, получивший временное убежище в РФ и другие, непосредственно связанные с данным вопросом, обстоятельства.

Временное убежище на территории РФ дает право человеку, не имеющему российского гражданства, временно пребывать в стране в силу гуманитарных соображений и является, своего рода, одной из форм защиты Россией иностранных граждан и лиц без гражданства, например, от вполне обоснованной угрозы стать жертвой преследований в стране своей гражданской принадлежности по признакам национальности, политических убеждений, языковой принадлежности, от опасностей, возникающих вследствие военных действий на её территории и др.

Кто может получить временное убежище на территории РФ

Российское законодательство предусматривает и закрепляет следующие случаи, когда человеку, не являющемуся российским гражданином, может быть предоставлено временное убежище в РФ:

  1. Иностранный гражданин не имеет оснований для признания беженцем, но в силу гуманных соображений не может быть выдворен или депортирован за пределы России, например, из-за опасений, что он может стать жертвой преследований в стране своей гражданской принадлежности, или, для лиц без гражданства – в стране своего постоянного проживания.

  2. Иностранный гражданин имеет основания для признания беженцем, но не желает получать этот статус и обращается по вопросу предоставления возможности временно пребывать в России.

  • В настоящее время особую категорию заявителей, которым может быть предоставлено временное убежище в России, составляют граждане Украины, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории этого государства, которые прибыли на территорию России в поисках убежища.
  • Особенности получения временного убежища на территории России в упрощенном порядке указанной категорией иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющиеся при этом, своего рода, «льготы», подробно рассмотрены в статье нашего сайта:
  • Временное убежище в РФ для граждан Украины
Читайте также:  Какие документы подтверждают качество товаров, работ, услуг?

Порядок подачи заявления и других необходимых документов на предоставление временного убежища в РФ

  1. Для получения временного убежища в России иностранный гражданин должен обратиться в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации с письменным заявлением установленной формы на бумажном носителе о предоставлении ему и прибывшим с ним членам его семьи временного убежища на территории Российской Федерации, а также представить другие необходимые документы.
  2. Все подробности читайте в статье:
  3. Документы для временного убежища в РФ
  4. Возможность подачи данного заявления в форме электронного документа действующими правилами исключена.
  5. Хотелось бы отметить, что российское законодательство не требует от заявителя до подачи указанного заявления в обязательном порядке оформить миграционный учет по месту пребывания.
  6. Сотрудник Главного управления по вопросам миграции МВД России, после регистрации заявления о предоставлении временного убежища в России, проводит опрос иностранного гражданина и заполняет анкету.
  7. При этом, если заявитель не владеет русским языком, то ему должны быть представлены услуги переводчика.
  8. В анкету вносятся биографические данные иностранного гражданина, а также отражаются все обстоятельства, которые свидетельствуют о наличии мотивов для его обращения за предоставлением временного убежища на территории России.
  9. После оформления анкеты должностное лицо проводит с иностранным гражданином индивидуальное собеседование относительно мотивов его обращения по вопросу о предоставлении права временного пребывания в России, при этом заданные вопросы и ответы на них фиксируются в опросном листе.
  10. После окончания индивидуального собеседования иностранному гражданину с помощью переводчика (в случае его участия) должны быть зачитаны опросные листы и, при необходимости, уточнены допущенные в его ответах неточности и противоречия.
  11. В случае необходимости, с заявителем могут проводиться дополнительные индивидуальные собеседования с оформлением опросных листов.
  12. Государственная пошлина за предоставление государственной услуги по предоставлению временного убежища на территории РФ, не взимается.
  13. После приема указанного заявления, а также оформления анкеты и проведения индивидуального собеседования, иностранному гражданину и прибывшим с ним совершеннолетним членам его семьи должностными лицами выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища в РФ установленной формы.
  14. Данная справка является документом, подтверждающим законность пребывания на территории России иностранного гражданина и прибывших с ним членов семьи весь период рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ.
  15. После получения справки о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища в России, у иностранных граждан возникает обязанность оформить миграционный учет по месту пребывания.
  16. Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
  17. Заполнение уведомления о прибытии онлайн
  18. Иностранный гражданин, обратившийся с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории РФ и прибывшие с ним члены семьи, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации, а также должны пройти обязательное медицинское освидетельствование и получить медицинское заключение.
  19. После приема указанного заявления должностные лица проводят проверку сведений о заявителе и прибывших с ним членах семьи, обстоятельств их прибытия в Россию, наличия гуманитарных оснований, которые требуют временного пребывания в стране и др.

При наличии необходимых оснований, принимается решение о предоставлении временного убежища в России. Данное решение должно быть принято территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в трехмесячный срок со дня подачи заявления.

Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации

Решение о предоставлении иностранному гражданину временного убежища в РФ является основанием для выдачи ему свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которое является документом, удостоверяющим на территории страны личность его обладателя.

Выдается оно на срок до одного года. Должностные лица территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации обязаны оформить и выдать иностранному гражданину указанное свидетельство в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении временного убежища в России.

Иностранный гражданин, получивший временное убежище в РФ, для оформления свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, должен представить соответствующим должностным лицам четыре личные фотографии, а также, при необходимости в этом, две фотографии на каждого ребенка, сведения о которых подлежат внесению в свидетельство.

Указанные фотографии могут быть как черно-белыми, так и цветными, должны быть выполнены на матовой бумаге, иметь размер 35х45 мм. Изображение лица на них должно быть четким, строго в анфас и без головного убора (за исключением лиц, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними без головных уборов).

Свидетельство о предоставлении временного убежища вручается иностранному гражданину, получившему временное убежище в РФ, лично. Исключений из данного правила нет.

При получении указанного свидетельства документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, передаются им в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России на хранение.

У человека, получившего временное убежище на территории России, возникает обязанность в установленном порядке оформить миграционный учет по месту пребывания.

Продление временного убежища на территории РФ

Временное убежище в РФ предоставляется иностранному гражданину на срок до одного года и решением территориального органа МВД России может продлеваться неограниченное количество раз на каждый последующий год.

Для его продления заявителю необходимо обратиться в территориальный орган Главного управления по вопросам миграции МВД России, на учете в котором он состоит, с письменным заявлением о продлении срока временного убежища на территории РФ произвольной формы, но с обязательным указанием обстоятельств, требующих такое продление.

Указанное заявление должно быть подано не позднее, чем за один месяц до истечения срока временного убежища в РФ. Но если у иностранного гражданина имеются уважительные причины нарушения указанного срока, то он может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Государственная пошлина за продление временного убежища на территории РФ не взимается.

Права иностранного гражданина, получившего временное убежище на территории России

  • Как уже ранее отмечалось, иностранный гражданин, получивший временное убежище в РФ, приобретает право временного пребывания на территории России и он не может быть возвращен на территорию государства его гражданской принадлежности против своей воли.
  • Соответственно, лица без гражданства, получившие временное убежище в РФ, не могут быть возвращены против своей воли на территорию государства их постоянного места жительства.
  • Кроме этого, у иностранного гражданина, признаваемого российским законодательством соотечественником, прибывшего на территорию нашей страны в экстренном массовом порядке и получившего временное убежище на территории России, появляется право обратиться с заявлением об оформлении участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
  • Программа переселения соотечественников в Россию
  • Документы для программы переселения соотечественников

Оформление участия в Государственной программе дает возможность иностранному гражданину, после выполнения соответствующих требований российского законодательства (в том числе, после получения разрешения на временное проживание в России и оформления регистрации по месту жительства), принять российское гражданство в упрощенном порядке в соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года.

  1. Получение разрешения на временное проживание (РВП) в России
  2. Гражданство по программе переселения соотечественников
  3. Немаловажным также является то обстоятельство, что иностранный гражданин, получивший временное убежище в РФ имеет право на свободное осуществление трудовой деятельности на территории страны, без получения каких-либо дополнительных разрешений на это.
  4. Получение иностранным гражданином вида на жительство в РФ
  5. Порядок получения гражданства РФ

Источник: https://grazdanstvo-rf.ru/vremennoe-ubezhishche-v-rf

Временное убежище в РФ — как получить статус, какие права дает

Несмотря на то, что Россия – не самая развитая страна мира, политическая и экономическая ситуация во многих других государствах заставляет людей бежать в РФ и искать здесь пристанища.

Иностранцы могут претендовать на временное убежище в РФ и некоторые привилегии, гарантированные им на основании их нового статуса.

В данной статье мы расскажем, что такое временное убежище, когда оно предоставляется, как получить свидетельство о его предоставлении, куда обращаться, какой срок действия документа, какими правами наделен его обладатель, и почему могут отказать в предоставлении убежища.

Что подразумевает под собой статус временного убежища

Важно! Статус временного убежища – не то же самое, что политическое убежище. Во втором случае решение о признании статуса принимается по Указу Президента РФ в связи с преследованием человека на Родине за его убеждения и общественно-политическую деятельность.

Под предоставлением временного убежища подразумевается наделение иностранного гражданина (или апатрида) правом на временное пребывания в России из соображений гуманности. Это такой же статус как “беженство” и “вынужденное переселение”, но правовое положение обладателей свидетельства о предоставлении убежища отличается от положения беженца и переселенца.

Статус обладателя права на временное убежище в РФ может быть присвоен в связи с тем, что не имеется достаточно оснований для признания его беженцем, а вернуться в родную страну он не может из страха преследования. Предоставление убежища – отсрочка депортации за границу.

В каких случаях может быть предоставлено временное убежище в рф

Не все иностранцы и апатриды, которых не признали беженцами, могут претендовать на временное убежище в России – статусом человек наделяется только в следующих случаях:

  1. Если не имеется достаточно оснований для присвоения человеку статуса беженца, но из соображений гуманности его нельзя депортировать за границу. К примеру, выяснилось, что заявителю угрожает реальная опасность из-за его принадлежности к определенной профессии (чаще всего такое случается с сотрудником спецслужб).
  2. Если специалисты ГУВМ МВД нашли достаточно причин для присвоения человеку статуса беженца, но заявитель отказывается о получения соответствующего свидетельства – все, на что он претендует – временное убежище. То есть, имеются опасения в том, что человек будет подвержен преследованиям в родной стране по причине расовой, религиозной, этнической принадлежности и т.д.

Куда обращаться, чтобы получить временное убежище в РФ

Важно! Порядок подачи заявления на временное убежище в РФ регламентирован Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274.

Чтобы подать ходатайство и разъяснить обстоятельства дела, иностранные граждане и апатриды должны обращаться лично в территориальные отделения Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД (бывшее ФМС). Подача бумаг в другие ведомства невозможен.

Читайте также:  Выбор лечащего врача в поликлинике и стационаре

Подача заявления на временное убежище в РФ

Чтобы претендовать на временное убежище в РФ, необходимо, прежде всего, подать соответствующее ходатайство – существует унифицированная форма документа (см. Приложение №1 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.

03.2011 № 81). Если в Россию прибыла целая семья, заполнить документ должен каждый член семьи, которому уже исполнилось 18 лет. Дети будут упомянуты в ходатайстве родителя или законного представителя.

Далее следуют процедуры:

  1. Индивидуальный опрос каждого совершеннолетнего заявителя, заполнения анкеты и опросного листа сотрудниками ГУВМ МВД.
  2. Фотографирование, дактилоскопия – сканирование отпечатков пальцев каждого заявителя.
  3. Заявитель получает справку о приеме ходатайства (см. Приложение №2 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81).
  4. Ходатайство находится на рассмотрении в течение 3 месяцев устанавливается личность заявителя, проверяется правдивость предоставленной информации.
  5. Принимается решение о предоставлении статуса или об отказе в его предоставлении – в любом случае, заявителю высылается уведомление в течение 3 дней после принятия решения.

статью ⇒ “Работа для беженцев в России (поиск вакансий)”.

Свидетельство о предоставлении временного убежища

Если ходатайство о предоставлении временного убежища в РФ одобрено, заявителю выдается свидетельство (см. Приложение №3 к Приказу Федеральной миграционной службы от 25.03.2011 № 81) – с этого момента данный документ является удостоверением личности иностранца/апатрида на территории РФ.

Важно! После получения свидетельства о временном убежище, иностранец обязан немедленно сдать свой паспорт и иные удостоверения личности на хранение ГУВМ МВД и встать на миграционный учет в обычном порядке.

Можно ли продлевать статус временного убежища в РФ

Важно! Срок действия свидетельства о предоставлении временного убежища истекает через 1 год.

Продлевать статус временного убежища можно несколько раз по окончании срока его действия, однако, для этого нужны веские основания. Если обстоятельства, из-за которых заявителю требовалось убежище, устранены, в продлении статуса будет отказано. Обращаться следует опять же, в отделение ГУВМ МВД.

статью ⇒ “Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев”.

Экспертное мнение к вопросу о том, какими правами обладает иностранец, получивший в России временное убежище

Эксперты Министерства внутренних дел РФ дают пояснение относительно прав обладателей свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации – их правовой статус практически совпадает с тем, что присваивается беженцам, однако, имеются отличия.

Лица, получившие временное убежище, могут претендовать на бесплатные услуги переводчика, юридическую консультацию, проезд к центру временного расположения, жилье, питание, услуги коммунального хозяйства и предметы первой необходимости.

Им предоставляется право на посещение поликлиник, на содействие в получении профессионального образования, на зачисление детей в школы и детские сады.

Иностранцы могут подать заявление на получение банковского займа или ссуды и искать работу – для трудоустройства не требуется разрешение на работу.

Отличие от беженцев заключается в том, что лицам, получившим временное убежище, не полагается единовременное денежное пособие. Материальная помощь им не предоставляется.

статью ⇒ “Помощь беженцам в России”.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Лицо, получившее право на временное убежище в России полагает, что его не могут лишить данного статуса, пока не истечет срок его действия.

Комментарий: Гражданин может быть и лишен статуса временного убежища, если были устранены причины для выдачи свидетельства, если человек легализовал свое пребывания в РФ и может получить гражданство, и если он выехал на ПМЖ за рубеж.

Также свидетельство аннулируется в следующих случаях: заявитель был осужден за уголовное преступление, иностранец сообщил о себе ложные сведения или представил поддельные документы, обладатель свидетельства участвовал в хранении/продаже наркотиков.

Ошибка: Гражданин ожидает истечения года для того, чтобы получить назад свои документы и лишиться временного убежища в РФ.

Комментарий: Если не имеется причин для того, чтобы продолжать жить в России как во временном убежище, можно подать заявление об отказе от данного статуса, вернуть документы и уехать.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить временное убежище в РФ

Вопрос №1: Могут ли меня депортировать, если сотрудники правоохранительных органов обнаружат, что у меня нет свидетельства о предоставлении временного убежища в РФ? Я подал ходатайство, но оно все еще находится на рассмотрении.

  • Ответ: После приема ходатайства, Вам должны были выдать справку о приеме у Вас заявления – этот документ является основанием для законного пребывания на территории России, носите бумагу с собой.
  • Вопрос №2: На протяжении какого срока статус временного убежища является действительным?
  • Ответ: Статус временного убежища является действительным в течение 1 года, однако, при необходимости статус можно продлить.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Источник: https://migranty.info/vremennoe-ubezhishhe-v-rf/

Порядок трудоустройства в России беженцев и лиц, получивших временное убежище

Прежде всего, следует разделить бытовое понятие «беженцы» от правового статуса иностранного гражданина, которому в Российской Федерации может быть предоставлено политическое убежище, временное убежище или статус беженца.

Практика показывает, что иностранцы, и прежде всего граждане Украины, в настоящее время обращаются в компетентные органы за получением двух статусов – «беженца» и «лица, получившего временное убежище». Правовой статус беженца, равно как и иностранца, получившего временное убежище, подтверждается надлежащими документами:

Лицу, признанному беженцем, выдается соответствующее удостоверение. Форма бланка удостоверения беженца утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 356.

Лицу, ходатайствующему о предоставлении временного убежища, по рассмотрении его заявления выдается соответствующее свидетельство. Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища утверждена Приложением N 3 к Приказу ФМС России от 25 апреля 2011 г. N 81.

  • Таким гражданам, в соответствии с подпунктами 11 и 12 пункта 4 статьи 13 Закона не требуется получать патент или разрешение на работу, работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
  • При выдаче удостоверения беженца и свидетельства о предоставлении временного убежища, документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина передаются им на хранение в орган, выдавший соответствующий документ [1].
  • При этом, как удостоверение беженца, так и свидетельство о предоставлении временного убежища являются документами, удостоверяющим личность их владельцев [2] при этом действующими на всей территории России, что в сочетании с отсутствием необходимости получать разрешение на работу не накладывает на данную категорию работников временные либо профессиональные ограничения в части их работы за пределами субъекта местонахождения работодателя.
  • Таким образом, при трудоустройстве указанной категории иностранных граждан они не могут предъявить паспорт, а в соответствии с положениями статьи 65 Трудового Кодекса предъявляют один из указанных выше документов, реквизиты которого работодателю и следует указывать в трудовом или гражданско-правовом договоре.
  • Как при приеме на работу, так и при сопровождении трудовых отношений с такими работниками работодатель руководствуется нормами Трудового Кодекса [3].
  • Однако, беженцы и лица, получившие временное убежище в Российской Федерации, остаются иностранными гражданами, в связи с чем работодателю необходимо понимать, какие действия он должен выполнять в отношении этой категории работников в рамках миграционного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере социального страхования.

Так, беженцы признаются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации [4], равно как и лица, получившие временное убежище на территории Российской Федерации [5]. Следовательно, предоставлять договор (полис) ДМС при трудоустройстве им не требуется.

Также они признаются застрахованными на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [6] и работодателю необходимо уплачивать за них взносы, а право на оплату больничного они получают в общем порядке – после уплаты работодателем за них страховых взносов в течение полугода

В вопросах налогообложения – Налоговый Кодекс устанавливает особый порядок исчисления налоговой ставки в отношении доходов иностранцев, признанных беженцами или получивших временное убежище в Российской Федерации – в размере 13% [7].

О заключении договора с такими работниками (а также о случаях прекращения и расторжения таких договоров) следует уведомлять орган власти в сфере миграции по формам, установленным Приложениями №№ 19 и 20 Приказа ФМС России от 28.06.2010г. № 147.

Что касается миграционного учета беженцев и лиц, получивших временное убежище в Российской Федерации — ни Закон о миграционном учете, ни утвержденные Правительством Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации не устанавливают какого-либо специального режима учета по месту пребывания в Российской Федерации указанных лиц.

Однако, некоторую информацию об этом дает Административный регламент, утвержденный Приказом ФМС России от 29.08.2013г. № 364 (далее по тексту – Административный регламент) установлены порядок осуществления миграционного учета данной категории иностранных граждан.

В соответствии с пунктом 101 Административного регламента указанные граждане подлежат постановке на учет по месту пребывания [8].

При этом установлено, что постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами, или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, производится в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом.

Согласно положениям пункта 101.3 Административного регламента иностранные граждане, получившие временное убежище на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет по месту пребывания на срок до одного года. Если срок предоставления временного убежища продлен, срок постановки на учет по месту пребывания продлевается на срок до одного года.

Принимающей стороной для указанных иностранных граждан вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя [9].

Что касается иностранных граждан, признанных беженцами – порядок и правила постановки их на миграционный учет по месту пребывания Административным регламентом не установлены.

Однако, в соответствии с пунктом 101 Административного регламента постановка на учет по месту пребывания иностранных граждан, признанных беженцами, производится территориальным органом ФМС России в порядке, установленном Правилами осуществления миграционного учета и Административным регламентом, то есть на них в полной мере распространяются положения указанных нормативных правовых актов.

Соответственно, иностранцы, имеющие удостоверение беженца, должны быть поставлены на учет по месту пребывания. При этом принимающей стороной для указанных иностранных граждан также вправе выступить организация, в которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Постановка на учет по месту пребывания может быть произведена по месту нахождения организации-работодателя.

[1] Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 10 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274

[2] Абзац 2 пункта 7 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993г. № 4528-1 «О беженцах» и пункт 9 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2011г. № 274

[3] Статья 11 ТК РФ

[4] Статья 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и подпункт 7 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах».

[5] Статья 10 Федерального закона от 29 ноября 2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»,

Источник: https://sdo-regional.ru/prof-post/poryadok-trudoustrojstva-v-rossii-bezhentsev-i-lits-poluchivshikh-vremennoe-ubezhishche

Ссылка на основную публикацию