Водительское удостоверение

Категория водительских прав обозначает группу транспортных средств, которой может управлять владелец водительского удостоверения.

Существуют 5 основных категорий: А — мотоциклы, B — легковые автомобили, C — грузовые автомобили, D — автобусы, М — мопеды, 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и специальные категории для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E.Водительское удостоверение

Например, водительское удостоверение категории B позволяет управлять только легковыми автомобилями и не разрешает садиться за руль маршрутного такси или автобуса (для этих транспортных средств нужны водительские права категории Д).

В этой статье будут рассмотрены категории и подкатегории водительских прав, а также особенности их использования при управлении транспортными средствами.

Водитель имеет право управлять только транспортными средствами, категории которых указаны на оборотной стороне его водительского удостоверения. Если он не будет соблюдать указанное требование, то получит штраф за отсутствие категории прав -5 000 — 15 000 рублей.

Таблица категорий водительских прав в 2020 году

Водительское удостоверение

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Расшифровка категорий водительских прав приведена в следующей таблице:

Водительские права категории А

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):

категория «А» — мотоциклы;

Водительское удостоверение

Водительское удостоверение категории А позволяет управлять любыми мотоциклами, в том числе и мотоциклами с коляской.

Кроме того, оно дает право на управление мотоколясками, которые в 2020 году на дорогах встретить чрезвычайно сложно.

Напомню, что к мотоциклам в соответствии с ПДД относятся двухколесные транспортные средства с боковым прицепом или без него. Кроме того, категория А позволяет управлять трехколесными и четырехколесными транспортными средствами, которые в снаряженном состоянии имеют массу не более 400 кг.

Подкатегория А1

подкатегория «А1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Водительское удостоверение

  1. Подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами с небольшим объемом двигателя и небольшой максимальной мощностью.
  2. Отмечу, что водители, имеющие в правах категорию А могут управлять и транспортными средствами подкатегории А1.
  3. Важное отличие подкатегории А1 состоит в том, что ее можно открыть в 16-летнем возрасте.

Водительское удостоверение категории В

категория «В» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «А»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

Водительское удостоверение

  • Водительское удостоверение категории В позволяет управлять легковыми автомобилями, а также небольшими грузовиками, микроавтобусами и джипами, соответствующими вышеприведенным требованиям.
  • Также категория B дает право управления мотоколясками и автомобилями с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не более 750 кг.
  • Кроме того существует возможность использования и прицепов, масса которых превышает 750 килограммов, при соблюдении следующих требований:

1. Разрешенная максимальная масса прицепа не должна превышать массы автомобиля без нагрузки.

2. Суммарная разрешенная максимальная масса автомобиля и прицепа не должна превышать 3,5 тонны.

Например, пусть разрешенная максимальная масса автомобиля составляет 1 900 кг, а масса без нагрузки 1 400 кг (эти величины указываются в пунктах 14 и 15 паспорта транспортного средства).

Имея удостоверение категории B можно к указанному автомобилю присоединить прицеп, разрешенная максимальная масса которого 1400 кг. В этом случае разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу автомобиля без нагрузки. Кроме того, разрешенная максимальная масса состава транспортных средств составляет 1 900 + 1 400 = 3 300 кг. Она не превышает 3 500 килограммов.

BE

Для управления автомобилем категории B с тяжелым прицепом, водителю потребуется категория BE:

категория «ВЕ» — автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

Подкатегория B1

подкатегория «В1» — трициклы и квадрициклы;

В 2020 году подробная информация по транспортным средствам категории B1 отсутствует.

Обратите внимание, «квадрИцикл» и «квадрОцикл» это не одно и то же. Поэтому обычные водительские права на квадроцикл не подойдут.

Водительские права категории С

категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение

Водительские права категории С позволяют управлять только средними (от 3500 кг до 7500 кг) и тяжелыми (более 7500 кг) грузовиками, а также грузовиками с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

Обратите внимание, категория C не дает права управления небольшими (меньше 3500 кг) грузовиками и легковыми автомобилями.

СЕ

категория «СЕ» — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение

Для управления автомобилем категории С с тяжелым (более 750 кг) прицепом или полуприцепом водителю потребуется дополнительная категория CE.

Подкатегория С1

подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение

  1. К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.
  2. Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
  3. Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.

С1Е

подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.

Водительское удостоверение категории D

категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение

  • Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.
  • Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.
  • Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, — это сочлененные автобусы или «автобусы с гармошкой».

DE

Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

категория «DЕ» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Подкатегория D1

подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Водительское удостоверение

Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

D1Е

Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.

Категория E

В настоящее время категория E из водительских удостоверений исчезла. На смену ей пришли, представленные выше, категории BE, CE, C1E, DE, D1E.

Если же Вы до сих пор используете удостоверение с категорией Е и хотите его поменять, то рекомендую прочитать статью «Перенос категории E в новые права».

Категория M

категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;

Категория М введена 5 ноября 2013 года. Она позволяет управлять мопедами и легкими квадрициклами.

Управлять транспортными средствами категории М также могут и водители, у которых нет категории М, но есть любая другая категория водительских прав.

Обратите внимание, что удостоверение тракториста-машиниста и иностранные водительские права не позволяют управлять мопедами.

Категории Tb и Tm

категория «Tm» — трамваи;

категория «Tb» — троллейбусы;

В 2020 году для управления трамваями или троллейбусами требуется наличие категории Tm или Tb соответственно.

Напомню, что еще несколько лет назад троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории. Информация об управлении этими транспортными средствами заносилась в графу «особые отметки» водительских прав.

Как открыть новую категорию прав?

Довольно часто у водителей возникает вопрос: «Как добавить в права дополнительную категорию?». На самом деле, все довольно просто. Нужно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен на соответствующую категорию.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье:

Как открыть новую категорию водительского удостоверения?

Ну а в завершение хочу еще раз напомнить, что управление транспортным средством без соответствующей категории прав влечет штраф в размере 5 000 — 15 000 рублей. Кроме того, водитель отстраняется от управления транспортным средством, а автомобиль отправляется на штрафстоянку.

Источник: https://pddmaster.ru/voditelskie-prava/kategorii-voditelskix-prav.html

Категории водительских прав в 2019 году

Согласно Закону Российской Федерации о «Безопасности дорожного движения», был введен новый формат используемых водителями прав.

Изменения коснулись не только внешнего вида удостоверения — пластиковая карта, соответствующая всем международным нормам, теперь обладает массой защитных свойств и её практически невозможно подделать.

Необходимость в изменениях возникла за счёт введения специального штрих-кода, открывающего доступ к персональным данным водителя в электронной базе данных, а также за счёт изменения общего количества категорий водительских прав.

Водительское удостоверение нового образца. Какая информация содержится в правах?

Водительское удостоверениеДля законного управления автотранспортным средством необходимо иметь удостоверяющий документ, в котором содержится полная информация о владельце (именно благодаря этому пластиковую карту часто используют в качестве удостоверения личности), а также данные непосредственно касающиеся вождения.

Читайте также:  Как и в какой срок налоговый орган может взыскать задолженность по налогам?

Удостоверение имеет форму прямоугольника с закругленными углами, изготовленного из плотного пластика. Линейные размеры — 55 мм в высоту и 85 мм в ширину. Цветовая гамма — бледно-розовая. Текст нанесен черным красителем. Для защиты от подделки, фабрикой Гознак на документ были нанесены:

  • сложный рисунок из тонких изогнутых линий;
  • микротекст, который практически незаметен с первого взгляда;
  • надписи, выполненные люминесцентным способом;
  • скрытые изображения;
  • индивидуальный штрих-код, расположенный на обороте (считывается специальным устройством).

В документе указываются:

  • ФИО, дата и место рождения, город проживания, подпись и фотография водителя;
  • присвоенная водительская категория;
  • выходные данные самого документа: серия, номер, срок действия, а также орган, выдавший документ.

Все, что написано в документе, изложено кириллицей и латиницей.

С двух сторон водительской карты содержатся разные блоки информации, которые можно условно назвать данными о водителе и данными о автотранспортных средствах, которые могут использоваться.

Лицевая сторона удостоверения

  • Слева от заголовка прав указывается территориальная принадлежность документа.
  • У российских водителей в пурпурном овале содержится надпись «RUS», а, например, на водительской лицензии, выданной на территории Европейского Союза, на этом месте отпечатан флаг ЕС.
  • Ниже помещается фотоснимок водителя (размеры 30 на 40 мм), а также личная подпись того, кто владеет удостоверением.
  • Нормативные акты РФ устанавливают, что фотоснимок на водительских документах должен содержать портрет фотографируемого без головного убора (исключение может быть сделано для лиц, которые не могут фотографироваться без головного убора по религиозным соображениям). Те, у кого медицинская комиссия выявила проблемы со зрением, должны фотографироваться в очках, которые имеют прозрачные стекла.
  • В правой части указывается фамилия, имя и отчества владельца прав, его дата и место рождения.У граждан, родившихся на территории Российской Федерации, записан край, область или другой регион. Для лиц, родившихся за пределами РФ, указывается страна происхождения.
  • Ниже размещены данные государственного регистратора: название органа, выдавшего документ, дата выдачи и конечный срок использования прав (период, установленный законом, составляет 10 лет), номер и серия карточки.

Далее указываются домашний регион и группа категорий транспортных средств, которыми может управлять водитель.

Обратная сторона удостоверения

  • В левой области помещен уникальный штрих-код, с помощью которого можно считать всю изложенную в документе информацию.Чуть ниже указываются завод-изготовитель документа и типографская серия, которые необходимы для дополнительной защиты от подделки.
  • Основную часть документа занимает таблица с разрешенными для вождения категориями транспорта. В первой колонке напечатана пиктограмма автотранспортного средства и соответствующий буквенный код. Во второй — дата открытия категории. В третьей — срок окончания действия права на вождения определенного типа средств передвижения. Завершает таблицу колонка с информацией об ограничениях прав на доступ к категории.
  • Водительский стаж будет указан под таблицей, где также размещены данные о возможном предыдущем водительском удостоверении. Сюда же вписываются и другие данные о водителе.
  • В правом нижнем углу указаны четырехзначная и шестизначная группы цифр, соответствующие серии и номеру документа.

Дополнительно может быть указана информация о группе крови владельца пластикового документа, а также общие ограничения для всех представленных категорий.

Обновленный список категорий автотранспортных средств и их расшифровка [Таблица]

Новый образец водительских прав позволит владельцам выезжать за пределы Российской Федерации, а также обеспечивает право брать авто в аренду (необходимо помнить о том, что нужно самостоятельно изучить местные правила дорожного движения).

Вместо 5 привычных категорий в правах теперь указывается 16 (с подвидами). Некоторые из них открываются автоматически при получении доступа к основным, а некоторые требуют специально обучения. Чтобы разобраться в обновленном перечне, обратимся к расшифровке.

Основные категории автотранспорта, указываемые в правах

За основу берутся следующие параметры:

  • вес транспортного средства (ТС), как с прицепом, так и без него;
  • число мест для пассажиров;
  • мощность двигателя.

Таблица маркированных категорий водительских прав 2019 года с расшифровкой:

Категория «A». Вождение двух-, трех- и четырехколесных мотоциклов (опционально с коляской и без нее). Общая масса транспортного средства в снаряженном состоянии не должна превышать 400 килограмм. Открывается категория лишь совершеннолетним лицам.

Категория «B».

Право на управление легковым автомобилем массой не более 3500 кг (максимальное число пассажиров ограничено восьмью). Также возможно использование прицепа, вес которого не превышает 750 килограмм (вес прицепа входит в общую допустимую массу).

Оформляется категория при достижении 18 лет.

Например, при весе прицепа в полтонны, масса ТС не должна быть больше трех тонн. Если условия соблюдаются, то водитель с такой открытой категорией может водить джипы, небольшие грузовые авто и микроавтобусы. Все показатели веса указываются в техническом паспорте.

Категория «BE». Отличие этой категории от предыдущей состоит в разрешении использования прицепов, масса которых превышает 750 килограмм. Однако общая масса транспортного средства с прицепом все равно должна находиться в пределах 3,5 тонн. Вес определяется по показателям без нагрузки (без веса водителя, пассажиров и перевозимых грузов).

Категория «C». Предполагается вождение грузового автомобиля, масса которого превышает 3500 килограмм (имеется ввиду показатель, установленный для транспортных средств категории «B»). Исключение составляют транспортные средства категории «D». В данном случае, прицепы не должны быть тяжелее 750 кг, а расчеты массы производятся аналогично категории «B».

Предельно допустимая масса средней грузовой машины не должна быть более 7500 кг. Допускается также вождение тяжелых грузовиков, масса которых превышает отметку в 7,5 тонн.

Категория «CE». Сняты ограничения на массу прицепа. Правила подсчета веса соответствуют алгоритму для категории «BE».

Если планируется использование полуприцепа весом более 750 кг, следует открыть данное право на вождение грузовой машины.

Категория «D». Предназначена для водителей автобусов. Вне зависимости от массы транспортного средства, у него должно быть более 8 пассажирских мест. Также допускается вождение автомобилей с числом посадочных мест более восьми.

Используемый прицеп не должен быть тяжелее 750 килограмм. Получить категорию могут только лица старшие 21 года.

Как правило, категория нужна тем, кто планирует эксплуатировать городской автотранспорт (маршрутные такси) и туристические автобусы. Исключение составляют автобусы с мягким сочленением (они же – «гармошки»).

Категория «DE». Право на вождение автобусов с тяжелым прицепом, а также автобусов — «гармошек». Вес прицепа может превышать установленные законом 750 килограмм.

Отметим, что категория «E» была исключена из перечня. Ее функции переняли другие дробные классы. Удостоверение, которое содержит данную категорию должно быть обязательно заменено.

Категория «M». Относительно новая категория, которая позволяет водить мопеды и легкие квадроциклы с объемом двигателя до 50 сантиметров кубических. Водить такие ТС можно с 16 лет.

Если водитель имеет любую открытую категорию, то «M» доступна по умолчанию. Исключение составляют трактористы-машинисты, а также лица, имеющие иностранные водительские удостоверения.

Категория «Tb». Право на вождение троллейбуса. Только для лиц старше 21 года.

Категория «Tm». Право на вождение трамвая. Только для лиц старше 21 года.

Формат удостоверения, принятого ранее, предполагал, что категории «Tb» и «Tm» не выделяются. Вместо этого вносились примечания в «особые отметки». В новой редакции данные классы стали обособленными.

Подкатегории, указываемые в водительских удостоверениях

Прежде чем перейти к характеристике подкатегорий, отметим, что некоторые из них открываются автоматически при открытии основных.

Подкатегория «A1». Выдается тем, чем легкий мотоцикл имеет двигатель с объемом 125 сантиметров кубических. Если открыта категория «A», право владения «A1» можно получить автоматически. Получение категории доступно лицам от 16 лет.

Заметим, что квардрициклы и квадроциклы могут использовать водители, имеющие разные категории. Квадроциклами и скутерами управляют владельцы «A1», а квадрициклами — обладатели категории «M».

Подкатегория «B1». Получают такое право на вождение те, кто планируют управлять ТС с тремя или четырьмя колесами. Вес без нагрузки такой машины не должен превышать 550 килограмм, а объем двигателя — 50 кубических сантиметров. Скорость движения авто должна быть ограничена 50 километрами в час. Получают права с «B1» те, кому уже исполнилось 18 лет.

По сути, речь идет о небольшом автомобиле, который может использоваться на любых дорогах. Несмотря на малые габариты и низкую мощность, ездить на трициклах и квадрициклах без прав нельзя.

Подкатегория «C1». Открыта возможность водить машины весом от 3500 до 7500 килограмм (исключение составляют только ТС «D»). Категория автоматически присваивается обладателям «C». Владельцы «C1» могут использовать прицеп весом до 750 кг, если общий вес без нагрузки не превышает 7,5 тонн.

Открывается всем сдавшим соответствующий экзамен в возрасте от 18 лет.

Подкатегория «C1E». Если у водителя открыта «CE», то «C1E» будет внесена в удостоверение автоматически.

«C1E» — это та же «C1», но с возможностью использования тяжелых автоприцепов (масса прицепа не должна превышать вес авто без нагрузки — общий вес ограничен отметкой 12000 кг). Водитель может получить эту подкатегорию только по достижению 18 лет.

Подкатегория «D1».

Подкатегория актуальна в случаях, когда кроме водителя в небольшом автобусе находятся от 8 до 15 пассажиров (сидячих мест — до 16). Масса прицепа не должна превышать отметки 750 кг. Владельцы «D» получают «D1» автоматически. Получить категорию могут лица от 21 года.

Чаще всего данная подкатегория нужна тем, кто использует микроавтобусы отечественного производства. Для иномарок нужна «D», так как в транспортных средствах обычно помещается больше 15 пассажиров.

Подкатегория «D1E». Присваивается тем, кто хочет использовать автотранспорт с грузовым прицепом тяжелее 750 килограмм. Сам автоприцеп не должен быть тяжелее автобуса без нагрузки, а суммарный вес должен находиться в диапазоне 12 тонн. Минимальный возраст обладателей «D1E» — 21 год.

Читайте также:  Как получить временное убежище на территории РФ?

Не допускается использование в подкатегории «D1E» автомобильных прицепов.

Как открыть новую категорию водительских прав?

При смене класса автотранспортного средства, водитель обязан открыть новую категорию. Если этого не делать, то на нарушителя будет наложена штрафная санкция в объеме от 5000 до 15000 рублей (в случае, если право эксплуатации ТС ничем не будет подкреплено).

Алгоритм получения прав достаточно прост. Необходимо:

  • Достигнуть установленного нормой закона возраста.
  • Пройти обучение для необходимой категории. В данный момент готовиться самостоятельно нельзя — необходимо обязательно воспользоваться услугами автошколы.
  • Сдать теоретический и практический экзамены (выполнить соответствующие упражнения на автодроме и/или в городе) в ГИБДД.
  • Получить новую пластиковую карту, подтверждающую Ваши права.

При этом есть некоторые нюансы:

  • Владельцы «C» должны для получения «B» и управления легким транспортом пройти обучение в автошколе. Также можно открыть «A», обладая «B», и управлять легкими машинами.
  • Категорию «D» нельзя освоить тем, кто не имеет стажа от одного года при вождении ТС категории «B», «C» или «D1». Еще один год потребуется, чтобы человек, имеющий право вождения по категории «D», мог быть аттестован для «DE». Также вождение с прицепом требует годового стажа для «B» и «C».
  • Если водитель обучался на ТС с АКПП, то для управления транспорта с МКПП потребуется пересдача экзамена в ГИБДД. Для прохождения аттестации следует сдать экзамен на автодроме.

Выводы

В данный момент водители могут использовать один из четырех видов водительских удостоверений, которые выдавались в разное время. Однако в течение ближайших нескольких лет все должны будут в обязательном порядке перейти на новый формат документов, содержащий 16 категорий и подкатегорий.

Новый документ должен будет содержать информацию о том, какой водительский стаж у владельца удостоверения, а также отметку «Медицинская справка обязательна» (для тех, кто обязан чаще других проходить медицинский осмотр в связи с проблемами со здоровьем).

Источник: https://10carbest.ru/kategorii-voditelskix-prav/

Расшифровка водительского удостоверения нового образца: отметки, категории

С начала 2014 года в России введены в действие водительские права нового образца. Сделаны они теперь из пластика, и как во всех уважающих себя странах, оснащены повышенной степенью защиты и имеют полное соответствие международным стандартам.

В связи с этим, у людей возникает множество вопросов: какая информация должна отражаться на документе, что означают категории и подкатегории транспортных средств, какие элементы защиты от подделок содержит новое удостоверение и так далее. Ответы на все вопросы можно найти, прочитав статью.

Отличия старого удостоверения от нового

Главные изменения прав для вождения коснулись не только внешнего вида документа и усложнённой схемы защиты. В связи с введением новых «пограничных» категорий, обновилось и содержание удостоверения водителя.

По внешнему виду

Одно из главных различий — материал. Если раньше права оформлялись на плотной бумаге, которая затем ламинировалась, то самые современные водительские удостоверения представляют собой кусочек пластика.

Система защиты

  • Поскольку главный бич любых мало-мальски важных документов — возможность их подделать, а спрос всегда рождает предложение, новые права оснащены высококачественной системой защиты.
  • Поэтому на данный момент подделка их невозможна, а сами удостоверения соответствуют самым высоким требованиям международных стандартов.
  • Так, тыльная сторона удостоверения снабжена сложным узором (подобно узору на денежных купюрах), а также голографическими знаками.

Расшифровка категорий

Информационная сетка на оборотной стороне прав для вождения предусматривает наименование категорий и подкатегорий, а также «иконки» — схематические обозначения различных видов транспорта, на который можно получить право управления после обучения и сдачи экзаменов. Рассмотрим их по порядку.

Легковой автомототранспорт

Прежде легковые личные транспортные средства делились на автомобили и мототранспорт, и существовало всего две категории – А и В. Теперь же подгрупп стало несколько. В зависимости от таких показателей, как объем движка, габариты или масса автомобиля, легковой автомототранспорт делится на следующие категории:

«А» даёт право управления тяжелыми мотоциклами с двигателем объемом свыше 125 куб.см.

«А1»: сюда относятся облегчённые мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб.см.

«В»: самая распространённая категория. Ее обладатели могут водить легковые автомобили массой не более 3,5 тонн. Число пассажиромест не должно превышать восьми.

«В1»: трициклы и квадрициклы, не имевшие раньше собственной категории, теперь выделены в отдельный тип транспорта. Причём следует заметить, что получить возможность управления подобным транспортом могут и обладатели базовых категорий «А» или «В» — в зависимости от типа рулевого механизма.

Автомобили категории «ВЕ» — «легковушки», имеющие прицеп с общей массой свыше 750 кг.

«М»: мопеды, скутеры и квадроциклы с двигателем объемом до 50 куб.см. У всех обладателей иных категорий, окончивших автошколу, автоматически открыта категория «М». До недавнего времени на дорогах серьезную конкуренцию легковым автомобилям создавали подростки и молодежь на мопедах.

Поскольку езда на этом виде транспорта раньше не требовала специальной подготовки или наличия правоподтверждающих документов, водители мопедов часто становились участниками ДТП, порой сами эти аварии и инициируя.

С введением обязательного обучения в автошколе и сдачи экзамена на право управления, количество мопедов на дорогах резко сократилось, равно как и количество дорожно-транспортных происшествий с участием этого вида транспорта.

Грузовые автомобили

В дополнение к имевшимся категориям для грузовиков также были добавлены промежуточные.

«С»: в эту категорию выделены грузовики общей массой свыше 3,5 тонн и прицепом не тяжелее 750 килограмм

«С1»: сюда относятся грузовые автомобили массой от 3,5 до 7,5 тонн. Кроме того, категория дает возможность оснастить грузовик прицепом массой не более 750 килограмм.

«СЕ» позволяет управлять грузовым автотранспортом с прицепом, масса которого превышает 750 килограмм (но не более 3,5 тонн).

«С1Е»: к отдельной категории относятся тяжелые грузовики с прицепом и совокупной массой сцепленного состава до двенадцати тонн.

Пассажирский транспорт

«D»: права этой категории дают возможность управления автобусами с числом мест для пассажиров от шестнадцати и больше.

«D1»: в категорию выделены небольшие автобусы (микроавтобусы) с числом сидячих мест от восьми до шестнадцати (не считая сиденья водителя).

«DE»: категория для автобусов массой 750 – 3500 килограмм с прицепом. Сюда относятся сочлененные автобусы (с «гармошкой»).

  1. «D1E»: категория даёт право управления небольшими автобусами с числом пассажиромест от 8 до 16 с прицепом (прицеп не разрешен для перевозки пассажиров).
  2. «Tb» даёт право водить троллейбусы.
  3. «Tm»: для управления трамваем.

Таким образом, к 2018 году категории водительских удостоверений, дающих право управления различными видами наземного транспорта претерпели эволюцию от пяти типов (A и B для любителей; C, D, E для профессиональных водителей) до сложной схемы с различными подвидами.

Что находится на обратной стороне ВУ

Штрихкод на водительском удостоверении расположен слева на обратной стороне.

Код содержит в зашифрованном виде максимум информации о владельце. Поле размером 10х42 мм предназначено для автоматизированной идентификации.

Многие водители интересуются, что значит двойная запись выдачи водительского удостоверения? Такой ответ часто выскакивает при проверке ВУ, полученного неофициальным способом.

Скорее всего, мошенники подсунули чей-то дубликат, то есть сделали права-двойники. Так вот, проверка по штрихкоду в ГИБДД позволяет развеять сомнения в подлинности прав.

Справа внизу ВУ находится серия (четыре цифры) и номер (шесть цифр), напечатанные красной краской. Почти вся обратная сторона водительского удостоверения занята таблицей с четырьмя столбцами.

В первом указаны все возможные категории и пиктограммы соответствующих им ТС. Во втором (графа 10) указана дата открытия, а в третьем (графа 11) – дата прекращения действия. В последний столбец (графа 12) вносятся ограничения. В графу 14 под таблицей заносится информация общего характера, касающаяся всех без исключения категорий.

Категорически не рекомендуется игнорировать особые отметки, особенно ограничивающие право управления. Данные водительского удостоверения легко проверяются, а в ПДД предусмотрены серьезные штрафы за несоблюдение требований. Чаще всего это рассматривается как езда без прав

Зачем в правах нужны особые отметки

Если в старых правах была одна строка для особых отметок, то в новых – сразу две. Зачем это сделано и что означают особые отметки в водительском удостоверении (ВУ)? Очевидно, что для предоставления большего объема информации сотрудникам Госавтоинспекции и водителям об их возможностях.

Особые отметки устанавливают ограничения на открытые ранее категории или на водительское удостоверение в целом в зависимости от разных причин.

Начнем с того, что означают цифры на водительском удостоверении? Это серия и номер ВУ. Также цифрами обозначены графы или пункты для заполнения. Их всего четырнадцать.

Некоторые наши водители интересуются, на каком языке дублируются надписи на новых российских водительских правах. Часть записей повторяется на английском: это имя и фамилия обладателя документа, место проживания и название органа, выдавшего ВУ.

Полная расшифровка пунктов водительского удостоверения нового образца будет дана далее.

Какие отметки могут быть

Условно все отметки в удостоверении можно разделить на обязательные и особые. В прямом смысле «обязательных» нет, просто существует единая узаконенная форма заполнения. Их можно встретить в любом ВУ. На лицевой стороне (даны по пунктам в удостоверении):

  • Фамилия владельца.
  • Имя.
  • Место и дата рождения.
  • Даты выдачи и окончания действия, подразделение ГИБДД, выдавшее документ (буквенное и цифровое, включающее четыре знака).
  • Номер и серия ВУ.
  • Место для фото.
  • Подпись собственника.
  • Регион проживания.
Читайте также:  Как подтвердить гражданство РФ у несовершеннолетнего ребенка?

Эти сведения всем понятны и не вызывают лишних вопросов. А вот второй вид отметок часто ставит в недоумение автолюбителей. Они так и называются особыми, потому что используются в особых случаях.

Причем относиться они могут к отдельным или ко всем категориям сразу. Поэтому ставятся в разные графы: 12 или 14. Благо в новых правах две строки для особых обозначений.

Итак, рассмотрим, какие особые отметки ставят в водительском удостоверении.

Что значит GCL

Эта отметка относится к числу самых загадочных. Что означает отметка GCL в водительском удостоверении, интересует многих автовладельцев. А она указывает, что водителю разрешено управление лишь при использовании приборов коррекции органов зрения (очков/линз).

Требование основывается на диагнозе окулиста, заключение которого дается в медицинской справке. GCL заносится в 14-й пункт в водительском удостоверении. На фотографии в правах такой водитель должен быть в очках или с линзами, даже если последнего видно не будет.

Отметка ML

Если имеются ограничения по медицинским показаниям или в справке отсутствует указание на разрешение управлять такой техникой, в разделе 12 напротив категории ставят особую отметку ML. Что означает отметка ML в водительском удостоверении? Она подтверждает наличие медицинских ограничений и фактически запрещает управление транспортными средствами данной категории.

Отметка AS

AS ставится в графе напротив категории В1 (при закрытой категории А) и допускает к управлению транспортными средствами исключительно с автомобильным управлением и посадкой.

Подробно тема раскрыта в статье «Что означает AS в правах».

Отметка AT

Отметка АТ в водительском удостоверении обозначает, что его владелец допущен к управлению ТС исключительно с автоматической трансмиссией. Механическая коробка для него табу. Ограничение связано с тем, что водитель обучался и сдавал экзамен на машине с АКПП.

Медицинские ограничения

Больше всего особых отметок относится именно к этому типу. И неспроста. Сегодня ездить имеют право почти все, пусть даже и с ограничениями по здоровью. Особые отметки в водительском удостоверении вносятся, когда медицинская справка обязательна. Ставят их в графе 14:

  • «Медицинская справка». С такой отметкой ВУ действительно при наличии действующей медсправки. Ограничение устанавливается при выявлении проблем со здоровьем, требующих постоянного контроля. Это могут быть болезни сердца или некоторые другие, не имеющие ярко выраженных проявлений. Другими словами, ездить можно, но со справкой.
  • Отметка MC говорит о разрешении управлять ТС с ручным управлением, и только таким. Как правило, это касается людей с ограниченной двигательной функцией (инвалидов). Ставится после переоборудования на основании вывода медкомиссии.
  • APS означает, что обладатель ВУ допущен к управлению автомобилем исключительно с автоматической системой парковки.
  • HA/CF – водителю разрешено управление ТС только при условии ношения слухового аппарата.

Об особой отметке в водительском удостоверении, требующей ношения очков и линз, мы уже сказали ранее. Она тоже обязывает водителя возить с собой медсправку.

Помимо этого, предусмотрена возможность поставить в 14-ю графу отметку о группе крови, чем многие пользуются. Она не убережет от ДТП, но в некоторых случаях может спасти жизнь водителя.

Другие метки

Также в ВУ могут встречаться следующие отметки:

  • MS. Если такая стоит в 12 графе водителю разрешается управлять ТС с посадкой и рулем мотоциклетного типа.
  • Дубликат. Отметка ставится при замене ВУ по причине утраты или хищения.
  • Стаж водителя. Отметка ставится при замене ВУ для индикации года получения первого удостоверения.

Класс водительского удостоверения определяется, как и ранее: перечнем открытых категорий и стажем работы. Но в самом удостоверении он нигде не указывается.

Как видим, расшифровка пунктов водительского удостоверения нового образца 2019 года не представляется чересчур сложной.

Действительны ли права старого образца

Десять лет — немалый срок, особенно, когда речь идёт о законодательстве. Оно постоянно претерпевает метаморфозы, в том числе, и относительно документации. И зачастую ламинированные права, полученные автомобилистом в 2009, например, году, остаются у него на руках, в то время как большинство водителей уже получили удостоверения нового образца.

Начиная с 2014 года водительское удостоверение старого образца окончательно упразднено и больше не выдается.

Заключение

За последние полтора десятка лет водительские права претерпели массу изменений. Трансформировался не только материал, из которого они изготавливаются. Выход новых законов и правил, связанных с безопасностью дорожного движения, внес свои коррективы и в главный документ водителя.

Введены новые промежуточные категории, описывающие те виды транспорта, которые раньше было сложно выделить в один тип. Цель всех этих изменений – наиболее полно отражать информацию об участниках дорожного движения во избежание опасных ситуаций.

Развитие современных технологий дало свой отпечаток на электронной защите удостоверения от подделывания, а значит, вполне вероятно, что и действующий образец прав на вождение далеко не последний.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c308ef151ac1300abc2a647/5cbaeb719f4d1600b458c251

Как получить водительское удостоверение?

Для получения российского водительского удостоверения (ВУ) необходимо пройти профессиональное обучение в автошколе, медицинское освидетельствование и сдать экзамены в ГИБДД (п. 1 ст. 26 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).

Также установлены возрастные ограничения. В частности, водительские права выдаются по достижении (п. п. 2, 3 ст. 26 Закона N 196-ФЗ):

  • 16-летнего возраста для категории «M» и подкатегории «A1»;
  • 18-летнего возраста для категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» (при этом сдавать экзамен на право управления ТС категорий «B» и «C» можно с 17 лет);
  • 21-летнего возраста для категорий «D», «Tm», «Tb» и подкатегории «D1».

Кроме того, для получения права управления составами транспортных средств (ТС) некоторых категорий необходим определенный водительский стаж (п. 2 ст. 26 Закона N 196-ФЗ).

Справка. Категории и подкатегории транспортных средств в РФ

В РФ установлены следующие категории и подкатегории ТС (п. 1 ст. 25 Закона N 196-ФЗ):

  • «A» — мотоциклы;«B» — автомобили (за исключением ТС категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 3 500 кг;
  • «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг; автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС превышает 3 500 кг;
  • «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;
  • «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг; сочлененные автобусы;
  • «Tm» — трамваи;
  • «Tb» — троллейбусы;
  • «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
  • «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
  • «B1» — трициклы и квадрициклы;
  • «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг, но не превышает 7 500 кг; автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;
  • «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 12 000 кг;
  • «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 12 000 кг.

Для получения ВУ рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выберите автошколу

При выборе автошколы обратите внимание на соответствие ее основным требованиям к образовательным организациям, осуществляющим подготовку водителей ТС, в частности уточните наличие у автошколы лицензии на образовательную деятельность в указанной сфере и программы подготовки водителей интересующей вас категории ТС; оснащенность техническими средствами обучения, аппаратно-программными комплексами тестирования и развития психофизиологических качеств водителя, тренажерами первоначального обучения навыкам вождения, учебными ТС для практического вождения, наличие закрытых площадок для первоначального обучения вождению площадью не менее 0,24 га (в собственности или аренде) и квалифицированных преподавательских кадров (Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408).

Шаг 2. Заключите договор и пройдите обучение в автошколе

  • Примерный учебный план обучения в автошколе включает три цикла: базовый, специальный и профессиональный (Приказ N 1408).
  • В зависимости от категории ТС, по которой осуществляется подготовка, некоторые циклы могут отсутствовать в программе обучения, и, как следствие, количество часов обучения также различно.

Источник: http://www.Consultant.ru/edu/student/consultation/voditelskoe_udostoverenie/

Ссылка на основную публикацию