Каков правовой статус у временно пребывающих в рф?

Правовой статус любой личности определяется правами, обязанностями, свободами и гарантиями. Они определяются государством. Но доступ к ним получают только те, кто входят в государственную систему. Эта принадлежность выражается в статусе гражданина. Но какие права и обязанности распространяются на лиц, не имеющих российское гражданство?

ФЗ, регламентирующие правовой статус иностранных лиц и не имеющих гражданства

В Российской Федерации статус мигрантов определяется 4 законодательными актами:

Ссылаясь на названные нормативные акты, можно сказать, что иностранный гражданин (ИГ) – прежде всего физическое лицо (ФЛ). Оно не получило российское подданство, но имеет документальные доказательства своей принадлежности к иному государству.

Лицом без гражданства, исходя из принятой за основу терминологии, является ФЛ, которое не имеет подданства РФ и не может доказать свою принадлежность к другому иностранному государству.

В тексте обе категории будут описываться под одной формулировкой – ИГ.

Правовой статус

Мигранты в России имеют права и обязанности практически равные гражданам страны (это определено законодательством). Они в равной степени подлежат и уголовной ответственности. В редких случаях в качестве меры пресечения выбирается депортация с территории РФ.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Права ИГ довольно обширны и формируют длинный список:

  • Свобода передвижения по территориальным субъектам с предъявлением по требованию документов;
  • Свободное распоряжением своими способностями;
  • Выбор рода деятельности и профессии;
  • Ведение предпринимательской деятельности ради извлечения финансовой выгоды;
  • Пересечение границы РФ в обе стороны произвольное количество раз.

Обязанности перечисленных категорий лиц идентичны тем, что возложены на российских граждан, но с некоторыми поправками. Перечень выглядит следующим образом:

  • Не нарушать установленные режимы проживания в территориальном округе и стране;
  • Избегать деятельности, которая вредит интересам РФ и нарушает ее законы;
  • Самостоятельно заботиться о своевременном оформлении визы и ее продлении;
  • Придерживаться принятых правил передвижения по стране;
  • Пройти процесс регистрации в течение 3 суток после пересечения границы РФ;
  • В установленный срок покинуть страну.

Невыполнение перечисленных обязанностей приводит к уголовной и административной ответственности. Среди наиболее частых мер воздействия:

  • Наложение штрафа;
  • Административное выдворение;
  • Депортация;
  • Лишение свободы (от нескольких суток до лет).

Для ИГ существует и ряд запретов, определяющих их правовой статус. Их ни в коем случае не допустят до:

  • Работы в муниципальных управленческих ведомствах;
  • Включения в состав экипажа корабля, несущего воинскую службу;
  • Командования воздушным судном, принадлежащим к категории «Гражданская авиация»;
  • Работы, обслуживания и нахождения на территории объектов, отвечающих за государственную безопасность. Сюда можно отнести и трудоустройство на предприятиях, отвечающих за госбезопасность.

Относительно воинской службы существует свой ряд прав и обязанностей:

  • ИГ не подлежит призыву на срочную службу;
  • ИГ имеет право по желанию заключить контракт на военную службу, но только в качестве гражданского лица.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Избирательные права ФЛ без российского подданства подлежат ограничению. Они не могут выбирать и сами избираться:

  • В государственные властные структуры федерального значения;
  • В органы государственной власти (учитываются субъекты РФ).

Под запрет попадают и референдумы любого уровня.

Режимы пребывания: описание и классификация

Правовые режимы регламентируют такие вопросы как:

  • Срок нахождения в государстве на законных основаниях;
  • Количество прав и свобод;
  • Возможность получения гражданства.

На законодательном уровне установлено 5 правовых режимов.

Временное пребывание

В эту категорию входят иностранные граждане, которые:

  • Въехали на территорию России по визе;
  • Воспользовались правом безвизового въезда.

Для пересечения границы такие лица заполняют миграционную карточку, которая потребуется для своевременного выезда из страны.

Временное пребывание не подразумевает:

  • Получения ВНЖ;
  • Оформления РВП.

Сроки нахождения в стране определяются 2 факторами:

  • Интервалом, указанным в визе (в случае ее предварительного оформления для поездки в Россию);
  • Правилами безвизового въезда – 3 месяца непосредственного нахождения в стране за полугодие.

Существуют и исключения из последнего пункта. К ним относится трудовая деятельность. В такой ситуации ИГ может находиться в стране в течение срока действия трудового договора и разрешения на работу.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

После окончания разрешенного периода пребывания в стране у иностранца есть 3 варианта действий:

  • Покинуть Россию;
  • Продлить срок временного пребывания;
  • Подать бумаги на оформление РВП.

РВП (разрешение на временное проживание)

Иностранные граждане, сумевшие оформить такое разрешение, имеют право проживать в стране 36 месяцев. После у них возникает право претендовать на ВНЖ.

Важно учитывать, что количество открываемых в год разрешений ограничено. На них миграционным органам выдается государственная квота. В текущем году она составила около 90000 РВП.На законодательном уровне предусмотрены и случаи выдачи разрешений вне квоты.

К льготной категории относятся:

  • Родители, потерявшие трудоспособность и имеющие детей – граждан РФ;
  • Предприниматели, планирующие сделать инвестиции в российскую экономику;
  • Муж/жена российского гражданина и так далее.

Обладатели РВП должны учитывать, что они «привязаны» к региону проживания.

Покидать его без разрешения миграционных служб запрещено. Но в пределах этой территории они могут устраиваться на работу и вести обычную жизнь.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Выезжать за пределы РФ иностранцам с разрешением на временное проживание и возвращаться обратно за 3 года можно любое количество раз. Предупреждать об этом ФМС не требуется.

ВНЖ (постоянное проживание)

Выдается этот документ сроком на 5 лет. Получить его могут только мигранты, соответствующие определенному условию – прожившие с РВП на территории страны не менее 12 месяцев.

Обладатель вида на жительство должен каждый год официально оповещать ФМС о месте своего проживания. При этом он может:

  • Пользоваться социальными льготами;
  • Свободно устраиваться на работу;
  • Менять место жительства и регион;
  • Официально приглашать в страну друзей и родственников;
  • Принимать участие в выборах (муниципальных).

Если через 5 лет ИГ захочет остаться в России, то он может сделать попытку подать бумаги на оформление гражданства.

Дипломатический иммунитет

Сам термин широко употребляется в международном праве и обозначает невозможность применения законов страны к иностранцу, находящемуся в ней.

Дипломатическим иммунитетом обладают ИГ, имеющие отношение к работе дипмиссии.

Беженцы

Этот статус присваивается двум категориям приезжих:

  • Иностранным гражданам;
  • Лицам – бывшим гражданам РФ.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Причина обрести правовое положение беженца одна – опасения за свою жизнь. Они могут возникнуть в результате преследований по разным мотивам. Чаще всего это:

  • Религиозные;
  • Политические;
  • Расовые.

Обладатель статуса «Беженец» получает ряд прав, льгот и возможностей:

  • Финансовую и натуральную помощь;
  • Обеспечение жильем;
  • Организованное горячее питание на специальных пунктах;
  • Осуществление хозяйственной деятельности и так далее;
  • Свободное передвижение внутри страны и за ее пределами.

Иностранные юридические лица (ИЮЛ) в Российской Федерации: особенности оформления и обязанности

ИГ могут не только находиться в стране в качестве физического лица, но и присутствовать как юридическое лицо со своими правами и обязанностями.

Действия ИЮЛ регулируются двумя категориями нормативных актов:

  • Внутренними российскими законами;
  • Международными нормами и договорами, действующими в РФ.

Международное право дает ИЮЛ некоторое преимущество перед российскими компаниями.

Российское законодательство не имеет отдельных законов и статей, касающихся работы ИЮЛ. В некоторых сегментах рынка для них определена особая система налогообложения. К примеру, она затрагивает рынок ценных бумаг.

Любое ИЮЛ должно после своего создания:

  1. Встать на учет в ФНС;
  2. Получить собственный номер в Государственном реестре налогоплательщиков.

После этого на компанию начинают распространяться обязанности по уплате налогов и своевременному предоставлению отчетности. При этом ЮЛ получает и возможность заниматься любыми законными видами предпринимательской деятельности.

Немного иная ситуация обстоит, когда деятельность осуществляется не самой компанией, а ее филиалами и представительствами. Их необходимо провести через процедуру аккредитации в российских налоговых органах.

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

Делается это в два этапа:

  1. Аккредитация самого ЮЛ;
  2. Аккредитация филиала.

Ссылаясь на все изложенное выше, можно сказать, что во всех вопросах, связанных со своей деятельностью, ИЮЛ должно ориентироваться на действующие законы РФ.

Непременным условием нахождения иностранного гражданина и иностранного юрлица на территории России является их регистрация. Делается она в первом случае в течение первых 3 суток, а во втором – 30 дней.

Произвести ее можно только лично. Для этого подается заявление в территориальное подразделение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел. В противном случае мигрант будет депортирован, а деятельность ИЮЛ прекращена.

Источник: https://migrantvisa.ru/russia/migraciya/status-inostranca/

Статусы иностранного гражданина в России

Уважаемые партнеры!

Каков правовой статус у временно пребывающих в РФ?

  • Какие существуют статусы иностранных граждан и как правильно его определить, мы расскажем сегодня.
  • Всего статусов — три:
  • 1. Постоянно-проживающие на территории России иностранные граждане;
  • 2. Временно-проживающие на территории России иностранные граждане;

3. Временно-пребывающие на территории России иностранные граждане.

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ, а также на свободный выезд и въезд на территорию РФ. Работать может на территории всей Российской Федерации.

Срок действия вида на жительство – 5 лет, после этого он может быть продлен еще на 5 лет, или оформлено гражданство Российской Федерации. 

Разрешение на временное проживание – это отметка в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, подтверждающая право иностранного гражданина временно проживать на территории РФ до получения вида на жительство.

Выдается иностранному гражданину при наличии оснований для получения данного статуса (рождение на территории РСФСР и гражданство СССР или рождение в РФ, нетрудоспособные родители-граждане РФ, брак с гражданином/гражданкой РФ, диплом об образовании на территории РФ) или в пределах квоты на выдачу разрешений.

Работать иностранный гражданин с РВП может ТОЛЬКО в регионе, где ему выдано разрешение на временное проживание.

Срок действия такого разрешения – 3 года, впоследствии иностранный гражданин может оформить вид на жительство. Продление НЕ предусмотрено. 

  • Временно пребывающий иностранный гражданин прибывает на территорию РФ:  — на основании визы; — в безвизовом порядке (СНГ), получаетмиграционную карту на границе, но не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В первом случае, срок пребывания определяется визой, во втором – не может превышать 90 дней при условии, что иностранный гражданин встал на миграционный учет.

Продлить временное пребывание возможно до 1 года, получив разрешение на работу или оформив трудовой патент. 

Отслеживать правовой статус иностранного гражданина очень важно! И делать это необходимо по каждому гражданину отдельно.

  1. Советуем прописать в трудовом договоре обязанность иностранного сотрудника оперативно предоставлять информацию работодателю в случае изменения его правового статуса.
  2. Об особенностях оформления иностранных граждан с разным правовым статусом вы узнаете из следующих выпусков.
  3. Желаем вам успешной и эффективной работы!
  4. Последние миграционные новости
  5. Перейти ко всем выпускам рассылки «Полезные советы миграционного юриста»
  6. Перейти к следующему выпуску
Читайте также:  Ходатайство о наложении ареста на автомобиль. образец и бланк 2020 года

Источник: https://all-migration.ru/services/addservices/info/sovety-urista/01/

Правовой статус иностранных граждан в РФ

В современном мире достаточно частое явление — привлечение иностранных сотрудников в качестве сотрудника. Но многие работодатели и сами иностранные сотрудники сталкиваются с вопросом: как легально находиться на территории РФ продолжительное время?

Иностранному гражданинуможет быть присвоен один из следующих статусов:

  1. Временное пребывание. Относится к иностранцам, въехавшим в РФ в визовом или безвизовом порядке;
  2. Временное проживание;
  3. Постоянное проживание;
  4. Обладающие дипломатическим иммунитетом;
  5. Получившие статус беженца.
  • Поговорим о некоторых из этих статусов
  • Но сначала отметим, что иностранному гражданину необходимо подать уведомление о прибытии в отдел МВД по вопросам миграции не позднее 7 рабочих дней с даты въезда. К уведомлению надо приложитькопию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и копия его миграционной карты и копию документа, удостоверяющего личность гражданина, выступающего в качестве принимающей стороны
  • ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ
  • Временно пребывающим в РФ является иностранный гражданин, прибывший в РФ на основании визы или в безвизовом порядке, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.
  • Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется:
  • сроком действия выданной ему визы;
  • не может превышать 90 суток для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке;
  • определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи.
  1. Если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в РФ, то срок может быть  продлен либо сокращен.
  2. К сведению!
  3. Срок временного пребывания  безвизового гражданина,  заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год с даты въезда.  
  4. Госпошлина за выдачу иностранному гражданину разрешения на временное пребывание в Российской Федерации, а также за продление срока действия такого разрешения — 400 рублей.
  5. ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

Иностранный гражданин должен обратиться в территориальный орган МВД по вопросам миграции для оформления разрешения на временное проживание (РВП) в течение трех рабочих дней после въезда на территорию Российской Федерации. Иностранным гражданам, достигшим возраста 14 лет, разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем его личность.

Разрешения на временное проживание выдаются иностранным гражданам на 3 года в пределах квоты, утвержденной правительством.

Квотирование не распространяется на некоторые категории иностранцев:

  • Рожденные в РСФСР и ранее имел гражданство СССР;
  • Рожденные в России;
  • Имеющие нетрудоспособных родителей или детей — граждан РФ;
  • Состоящих в браке с гражданином РФ, имеющим место жительство в РФ;
  • Поступившие на военную службу (дается на время службы);
  • Являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников
  • Не достигшие 18 лет и получающие разрешение на временное проживание в РФ вместе со своим законным представителем-иностранцем, получающим РВП без учета квот
  • Не достигшие 18 лет и получающие разрешение на временное проживание в РФ вместе со своим законным представителем-гражданином РФ

Иностранный гражданин должен лично подать заявление о выдаче разрешения:

  • при временном пребывании на территории Российской Федерации — в территориальный орган внутренних дел;
  • при нахождении в государстве постоянного проживания — в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Заявление заполняется в двух экземплярах на русском языке. Если прилагаемые к заявлению документы составлены на иностранном языке, то нужно представить нотариально заверенный перевод на русский язык.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, установлены Административным регламентом  МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации”, утвержденным Приказом МВД России от 27 ноября 2017 г. № 891.

Разрешение на временное проживание выдают в шестимесячный срок либо сообщает об отказе в его выдаче. Уведомление о принятии решения о выдаче разрешения либо об отказе в выдаче направляется заявителю в течение одного месяца со дня принятия.

  • Повторное заявление о выдаче разрешения может быть подано не ранее, чем через один год после отклонения предыдущего заявления.
  • За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина – 1 600 рублей.
  • Как только иностранный гражданин получит РВП, то он не вправе по собственному желанию изменить место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного субъекта.
  • Отметим, что разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин, например,
  • — представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
  • — имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами;
  • неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан;
  • находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
  • не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи.
  • Вместе с РВП иностранный гражданин получает право трудоустроиться без оформления патента или разрешения на работу, получать бесплатное медицинское обслуживание, свободно въезжать и выезжать из РФ на протяжении всего срока действия РВП.
  • ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

В течение срока действия разрешения на временное проживание (3 года), при условии проживания в РФ не менее одного года на основании РВП,  и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство.

Заявление на получение вида на жительства (ВНЖ) и документы к нему необходимо подать не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство утвержден Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 9 ноября 2017 г. № 846.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет и может быть продлен на пять лет неограниченное количество раз. Для того, чтобы ВНЖ не аннулировали, иностранному гражданину необходимо проживать в РФ не меньше 180 дней в году.

Срок рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать шести месяцев со дня подачи заявления. В документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, делается отметка о выдаче ему вида на жительство.

Размер государственной пошлины – 3 500 рублей.

Для некоторых групп иностранных граждан этот вопрос решается в более сжатые сроки:

  1. Участники Госпрограммы и носители русского языка могут получить ВНЖ через 60 дней;
  2. Граждане Белоруссии и высококвалифицированные специалисты —  через 90 дней;
  3. Беженцы — через 15 дней.

Пребывание в России жителей из стран СНГ

Для граждан из большинства государств СНГ, не входящих в ЕАЭС (Азербайджана, Молдовы, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана), въезд в Россию осуществляется в безвизовом порядке по заграничному паспорту.

Они также заполняют миграционную карту, с которой получают право на законных основаниях пребывать на территории России 90 календарных дней подряд в каждом полугодии. Приезжие из этих стран обязаны встать на учет в течение 7 дней после прибытия. Граждане Таджикистана имеют право находиться в РФ без регистрации после прибытия в течение 15 дней.

По внутреннему паспорту въезд возможен для жителей стран Евразийского экономического союза (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии).

Граждане Беларуси не заполняют миграционную карту, однако становятся на миграционный учет в порядке, предусмотренном для всех жителей ЕАЭС – подают уведомление о прибытии через 30 дней после пересечения границы.

При этом мигранты из этой страны имеют право без каких-либо ограничений перемещаться по территории РФ и в таком случае проходить процедуру регистрации тоже не обязательно.

Если гражданин Белоруссии трудоустроен на территории РФ, то он может проживать в РФ до 1 года.

Чтобы получить ВНЖ для гражданам СНГ необходимо прожить в РФ не меньше одного года в пределах действия разрешения на временное проживание. Получить вид на жительство в России без разрешения на временное проживание могут граждане Беларуси.

  1. Высококвалифицированные специалисты
  2. Работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане: являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации.
  3. Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения):
  4.  в размере не менее чем пятьдесят восемь тысяч пятьсот рублей из расчета за один календарный месяц — для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (за исключением индивидуальных предпринимателей)
  5. в размере не менее чем один миллион рублей из расчета за один год (365 календарных дней) — для высококвалифицированных специалистов, являющихся медицинскими, педагогическими или научными работниками, в случае их приглашения для занятия соответствующей деятельностью на территории международного медицинского кластер
  6. без учета требования к размеру заработной платы — для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково»
  7.  в размере не менее ста шестидесяти семи тысяч рублей из расчета за один календарный месяц — для иных иностранных граждан
  8. Работодатель самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.
  9. Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания, а также для оформления ему приглашения на въезд в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) работодатель представляет в МВД (отдел миграции):
  10. 1) ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста;
  11. 2) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с привлекаемым высококвалифицированным специалистом, вступление в силу которых обусловлено получением данным высококвалифицированным специалистом разрешения на работу;
  12. 3) письменное обязательство оплатить (возместить) расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого им высококвалифицированного специалиста;
  13. Отметим!
  14. Режим привлечения высококвалифицированного специалиста не распространяется на представительства иностранных юридических лиц, которые освобождены от необходимости оформлять разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и разрешения на работу для иностранных специалистов в пределах численности, согласованной при аккредитации представительства уполномоченным органом власти Российской Федерации.
Читайте также:  Договор аренды инструмента или оборудования. образец и бланк 2020 года

Источник: http://standpoint.su/news/item/113-pravovoj-status-inostrannykh-grazhdan-v-rf

Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории г. Москвы

Устав города Москвы предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории города Москвы правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3, ст. 3).

Статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории города Москвы регулируется федеральным законодательством. Роль основного правового акта выполняет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Наличие гражданства иностранного государства не ставит всех обладающих им субъектов в равное положение.

Согласно законодательству выделяют три категории таких субъектов: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в России иностранные граждане.

Перечисленные категории имеют разный правовой статус, который обусловлен различными правовыми основаниями их нахождения на территории государства и формой правовой связи с Российской Федерацией.

Указанный Закон устанавливает сроки и условия оформления пребывания данных категорий иностранных граждан в России. Срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы.

Если лицо прибыло в Россию в порядке, не требующем получение визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток. В предусмотренных законом случаях срок пребывания может быть продлен или сокращен.

К категории временно пребывающих иностранных граждан относятся туристы, лица, прибывшие на учебу, работу, в служебные командировки, по гостевым приглашениям и т.п.

Временное проживание иностранных граждан связано с получением разрешения, срок действия которого составляет три года.

Разрешение на временное проживание выдается в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством России по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Без учета квоты разрешение на временное проживание выдается лицам: родившимся на территории РСФСР и состоявшем в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории РФ; состоящим в браке с гражданином РФ, проживающим в России; имеющим родителя – гражданина РФ, а также иным категориям иностранных граждан.

В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание иностранный гражданин вправе подать повторное заявление не ранее чем через год со дня отклонения предыдущего. Перечень оснований отказа в выдаче либо аннулировании разрешений на временное проживание предусмотрен в федеральном законе.

Постоянно проживающими на территории РФ являются иностранные граждане, получившие разрешение, именуемое “вид на жительство”. До его получения иностранный гражданин обязан прожить на территории РФ не менее года на основании разрешения на временное проживание. Выдается вид на жительство на пять лет с возможностью последующего продления [56, с. 111].

В Москве, как и в Российской Федерации, в целом, в силу экономических и политических причин миграция все больше приобретает вынужденный характер и становится одним из факторов, усугубляющих социально-экономическое положение страны.

С целью наведения порядка в миграционной сфере в 2006 году был принят Федеральный закон “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, который значительно упростил процедуру миграционного учета, введя уведомительный порядок взамен разрешительного.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех дней со дня прибытия в установленном законом порядке по месту своего пребывания.

Миграционным учетом и регистрацией по месту пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в городе Москве занимаются органы Федеральной миграционной службы. Так в 2008 году на миграционный учет в Москве было поставлено 1077504 иностранных граждан. Управление Федеральной миграционной службы по г.

Москве осуществляет также контроль над миграционной ситуацией в столице, особое внимание при этом уделяя работе по ограничению невостребованного потока иностранной рабочей силы в Москву.

Объем прав, свобод и обязанностей иностранных граждан на территории России определяется в соответствии с принципом национального режима пребывания.

Это означает, что в объеме правомочий они приравнены к гражданам Российской Федерации за изъятиями, установленными законом.

Исходя из этого принципа, наибольшим объемом прав, свобод и обязанностей обладают иностранные граждане, постоянно проживающие в России.

Передвижение иностранных граждан по территории России и выбор места жительства осуществляется в порядке, установленном российским законодательством, а также международными договорами Российской Федерации.

В интересах обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка в реализации права на свободу передвижения могут устанавливаться определенные ограничения.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов данного субъекта [35, с. 241].

Иностранные граждане не обладают избирательным правом, они не могут принимать участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане, имеющие вид на жительство в РФ в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами имеют права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Данная федеральная норма легла в основу ч. 5, ст. 4 Закона города Москвы от 18 апреля 2007 года “О референдуме в городе Москве”.

В ней указано, что в соответствии с международным договором Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители Москвы.

Иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, заниматься предпринимательской деятельностью. Осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане могут только при наличии разрешения на работу.

Правительство РФ ежегодно устанавливает для каждого субъекта РФ квоту привлечения иностранной рабочей силы. Например, для города Москвы на 2008 год квота составила 594886 человек, а на 2009 год 392157 человек.

Однако для постоянно и временно проживающих в РФ иностранных граждан; сотрудников дипломатических и консульских учреждений; журналистов, аккредитованных в России; лиц, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования и др. разрешение на работу не требуется.

Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание [26, с. 136-137].

С 2007 года в России эффективно действует новый порядок оформления разрешительных документов для работы иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы.

Значительное упрощение процедуры, заключающиеся в возможности для данной категории иностранных граждан самостоятельно, без участия работодателя в течение 10 дней получить разрешение на работу, привело к увеличению количества выданных разрешений.

Так если за 11 месяцев 2007 года в городе Москве было выдано 600 тысяч таких разрешений на работу, то за аналогичный период 2006 года только 150 тысяч. В 2008 году УФМС по городу Москве всего выдало 563280 разрешений на работу, из них 441893 иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Законом города Москвы от 19 сентября 2001 г. “Об учете иностранной рабочей силы в городе Москве” был введен механизм учета иностранных граждан с целью выявления тенденций миграционной политики.

В соответствии с действующим законодательством иностранные граждане не имеют права находиться на муниципальной, государственной службе; быть членом экипажа военного корабля РФ, быть командиром воздушного судна гражданской авиации и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Иностранные граждане обладают большинством социально-экономических прав: имеют право на отдых, на охрану здоровья, на пособия, пенсии и другие формы социального обеспечения, право на образование, на использование достижений культуры и другие.

Они могут вступать в профсоюзы и другие общественные объединения (кроме политических партий), если это не противоречит их уставам. Но у иностранных граждан нет права заниматься политической деятельностью, они не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу).

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории России, несут ответственность на общих основаниях с российскими гражданами.

Сотрудники дипломатических и консульских представительств, члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, следовательно, юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется.

В случае нарушения иностранными гражданами правил пребывания и проживания в России к ним могут быть применены меры административного воздействия. Следует отметить, что с 2007 г. ответственность за совершение административных правонарушений в сфере миграции значительно ужесточилась.

Так нарушение правил миграционного учета может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа от 2-5 тысяч рублей, а в отдельных случаях вместе с административным выдворением.

При этом, иностранному гражданину, подвергшемуся административному выдворению, въезд в Российскую Федерацию может быть закрыт сроком до 5 лет.

По данным УФМС по городу Москве к административной ответственности в 2008 г. было привлечено 244134 иностранных граждан, а административному выдворению за пределы Российской Федерации подверглись 5008 человек [79, с. 120-123].

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_185522_pravovoy-status-inostrannih-grazhdan-i-lits-bez-grazhdanstva-postoyanno-ili-vremenno-prozhivayushchih-na-territorii-g-moskvi.html

Правовой статус иностранных работников

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдает Федеральная миграционная служба РФ. С января 1996 г.

работодатели, привлекающие работников из стран — участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осуществляет контроль за использованием (реализацией) разрешения.

За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата — минимальный месячной оплаты труда.

Разрешительный порядок не касается иностранцев и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме — не дольше девяноста суток. (Ст. 25.

Читайте также:  Исковое заявление о восстановлении на работе. образец заполнения и бланк 2020 года

8 ФЗ от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. от 10 января 2007 г.).

Срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного органа.

В случае же заключения таким иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию Российской Федерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа внутренних дел и отметка в миграционной карте.

Федеральный закон Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.), как и прежнее законодательство, предусматривает разрешительный порядок привлечения и использования иностранных работников в России.

Это означает, что, прежде чем на законных основаниях заключить с иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) работодатель обязан: иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников; обеспечить получение иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу; получить приглашение на въезд в РФ иностранного работника.

Для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю необходимо обратиться в соответствующий орган внутренних дел с заявлением о необходимости использования иностранных работников и лиц без гражданства с приложением подтверждающих документов.

В качестве документов, подтверждающих необходимость использования иностранных работников, могут выступать проект трудового договора либо другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и условиях привлечения иностранных работников, а также копии учредительных документов организации и пр. Обязательно требуется представить заключение территориального органа, ведающего вопросами занятости населения, о целесообразности привлечения в данном случае иностранных работников. Такие заключения должны основываться на принципе приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест и выдаваться с учетом наличия на соответствующей территории равноценной рабочей силы и отсутствия возможности перераспределения трудовых ресурсов из других регионов страны, в целях предотвращения негативного воздействия найма иностранных граждан на условия занятости граждан РФ. В разрешении указывается общая численность привлекаемых иностранных работников, срок его действия, основания для выдачи. Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользоваться разрешением на привлечение иностранной рабочей силы, если по его вине возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью. При прекращении деятельности предприятия или проведения им сокращения численности или штатов разрешение, выданное ФМС РФ, теряет силу независимо от окончания срока, на который оно было выдано.

Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ заключаются в том, что иностранный гражданин может быть принят на работу в РФ только при наличии у него документа, дающего право постоянного или временного проживания в РФ; постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, т.е.

имеющие разрешение на постоянное проживание, вид на жительство, могут работать в РФ наравне с местными гражданами; временно пребывающие в РФ иностранные граждане — это лица, приехавшие по частным, служебным, общественным, торговым делам, на лечение, на учебу, в отпуск, на отдых.

Временно пребывающие в РФ иностранные граждане могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания в стране. Иностранные граждане, временно проживающие в России, могут осуществлять трудовую деятельность исключительно в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого им разрешено временное проживание.

В то же время на основании пункта 6 статьи 13 закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительство РФ, учитывая региональные экономические связи, вправе устанавливать случаи, когда временно проживающие на территории одного субъекта РФ иностранцы могут работать на территории другого субъекта. Лазарев Л.В., Марышева Н.

И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. — М. — 2002. — С. 39-45. С. 28.

Кроме того, в соответствии с абзацем 5 статьи 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Трудовой кодекс РФ не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы трудового законодательства России. Другими словами, иностранные граждане имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ. Однако оформление трудовых отношений зависит от статуса проживания иностранного гражданина в РФ. В соответствии с законом Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 6 января 2007 г.), временно проживающий (получивший разрешение на временное проживание в РФ сроком на 3 года) или постоянно проживающий (получивший вид на жительство в РФ сроком на 5 лет) в России иностранный гражданин, оформляется по трудовому договору в том же порядке, что и гражданин РФ.

На иностранцев полностью распространяются положения законодательства об охране труда, обеспечивающие рабочим и служащим безопасность для жизни и здоровья, постановления, запрещающие сверхурочные работы, и другие правила трудового законодательства. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г.

№125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 21 июля 2007 г.

) иностранные лица и лица без гражданства подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, причем этот закон не содержит ограничений в связи с их правовым положением в РФ.

На иностранных работников распространяется положение статьи 91 ТК РФ о нормальной продолжительности рабочего времени не более 40 часов в неделю. Конкретная продолжительность рабочего времени определяется в трудовом договоре в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В зависимости от условий и характера выполнения работы с иностранным работником может быть заключен трудовой договор либо договор гражданско-правового характера. На иностранных работников, работающих по трудовому договору, расспространяются положения статьи 115 ТК РФ о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска.

Размер и сроки выплаты заработной платы иностранным работникам устанавливаются при заключении трудового договора по соглашению сторон.

Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ пользуются медицинской помощью наравне с гражданами России, а временно пребывающим в РФ иностранным гражданам медицинская помощь оказывается в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РФ.

Временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях в порядке, установленных законодательством РФ.

Иностранец вправе осуществлять трудовую деятельность в командировке на территории иного субъекта РФ или исполнять трудовые обязанности при разъездном характере работы вне пределов того субъекта, на территории которого ему разрешено проживание или выдано разрешение на работу.

Основанием для прекращения трудового договора с иностранным работником является пункт 12 части 1 статьи 83 ТК РФ. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон не предусматривает предварительного предупреждения.

Кроме того, трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с приведением общего количества работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в соответствии с допустимой долей таких работников.

На основании Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 «О трудовых книжках» (с изм. и доп. от 6 февраля 2004 г.), работодатель обязан оформлять трудовые книжки на каждого работника.

В том числе и на иностранца, проработавшего у него более пяти дней, если эта работа является для него основной. Такая обязанность предусмотрена статьей 66 ТК РФ. Организация не имеет права принимать от работников трудовые книжки иностранных государств.

Записи об общем (непрерывном) трудовом стаже из трудовой книжки иностранного образца в трудовую книжку российского образца не переносятся.

Такое разъяснение приведено в письме Роструда Письмо Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости от 15 июня 2005 г. №908-6-1 «Об оформлении трудовой книжки для иностранного работника».

Иностранные граждане могут быть участниками хозяйственных обществ и товариществ. Создание иностранными гражданами хозяйственных обществ и товариществ осуществляется в порядке и на условиях, определяемых ФЗ от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.) ст. 14. «Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации» и ст. 15.

«Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество», а также иными актами российского законодательства. Так, согласно п. 6 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 5 февраля 2007 г.

), предусматривается, что создание такого общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с Федеральными законами об иностранных инвестициях.

Иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, могут быть иностранными инвесторами в Российской Федерации при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного места жительства.

Правовой режим иностранных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских граждан и юридических лиц за изъятиями, установленными ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.).

Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Для ведения такой деятельности необходима государственная регистрация, требования к которой определяются ФЗ от 8 августа 2001 г.

№129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 19 июля 2007 г.) о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

Источник: https://studbooks.net/947400/pravo/pravovoy_status_inostrannyh_rabotnikov

Ссылка на основную публикацию